Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Десять лет первого опыта

21 августа, 2001 - 00:00

Десять лет назад. Москва. Дождь. Конец ГКЧП. Практически финальная пресс-конференция Горбачева. Повсюду раздается: «Победили!» Эйфория постепенно сменяется вопросом: кто кого и зачем победил, что будет дальше? Три дня до провозглашения независимости Украины. Прожекты: Европа будет новой, мы будем там, всем будет хорошо, демократично и свободно. Реальность: война на Балканах, страны бывшего соцлагеря подписывают соглашения об ассоциации с Европейским содружеством и «делают ручкой» всем прочим, за ними в очереди — балтийские республики уже практически несуществующего СССР.

С того времени бывшие братские по СЭВ и Варшавскому договору страны уже почти полностью приобщились к западному пространству, в Москве становится все менее желающих вспоминать, как было страшно и холодно ночью под дождем слышать автоматные выстрелы у Белого дома и побрякивать медалями «защитника», в Украине все это уже воспринимается как такое, чего, может, и не было.

За десять лет мир не без проблем начал осознавать, что вместо простого разговора с одной Россией придется иметь дело еще с добрым десятком стран. И что единые, казалось бы, рецепты достижения успеха здесь, на этой территории, не срабатывают. И прогнозисты-специалисты так и ни за что получали зарплату — потому как определенной четкой политики ЕС и Соединенных Штатов относительно постсоветского пространства так до сих пор и не сложилось.

Десять лет назад случилось не торжество демократии в России, которая, согласно одному из поддерживаемых тогда Западом сценариев, якобы должна была немедленно распространиться по всему бывшему Союзу. Имело место, скорее, рождение новой реальности, к которой до сих пор так еще и не до конца готовы общества как на этом самом постсоветском пространстве, так и, более того, за его пределами.

В повседневной жизни оказалось, что рождение этой реальности для многих случилось внезапно, а очень многим оно неудобно и непонятно.

Реальность, резко отличающаяся от мечтаний и прожектов десятилетней давности, заключается в том, что люди не изменились. Так что очень многим остается жить удобно с предыдущим багажом. И поэтому складывается впечатление, что на самом деле происходит все, чтобы, в частности, Украина и ЕС остались различными планетами, с различными орбитами вращения, различными взглядами на все, включительно с географией. Возможно, еще через десять лет итоги будут уже другими. Так как ситуация будет другой, Европа будет другой, Украина будет другой.

Десять лет просто ушли на попытки понять, что же происходит — стало быть, уже не зря. Хотя зачастую — бездарно. Причем с обеих сторон. Смысл падения механизма, вызвавшего жизнь и смерть ГКЧП, очевидно, еще проявится в решениях, которые уже другие лидеры будут принимать в течение следующего десятилетия. А значит, не все безнадежно.

Виктор ЗАМЯТИН, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ