Прошлая неделя едва ли не впервые наглядно подтвердила, что оранжевая революция принесла первые плоды на «евроинтеграционном» фронте. Сначала британская газета The Guardian, а затем официальный Киев опубликовали результаты исследования общественного мнения во Франции, Германии, Великобритании, Польше, Италии, Испании, которые сенсационно доказали, что население этих стран, составляющих основу Европейского Союза, в основном поддерживает вступление Украины в ЕС. Одновременно всю неделю в Киеве работали разные делегации из европейских стран, начиная с совместного визита министров иностранных дел Германии и Польши. Они не давали обещаний, они приезжали разрабатывать политику конкретных шагов. Такой «массовой атаки», если учесть одновременный визит делегации французских предпринимателей, совета МИД Нидерландов, и последующие переговоры украинского руководства с комиссаром Европейской Комиссии Бенитой Ферреро-Вальднер раньше просто не могло быть и даже не предполагалось.
Таким образом, старт взят. Результаты, очевидно, могут быть неожиданными для всех участников, в том числе украинских. Опрос, вызвавший настоящую сенсацию в политических кругах стран ЕС, проводился 24 февраля — 8 марта в шести странах-членах ЕС, которые, как заявили представители проводившей его компании TNS-Sofres, составляют 75 процентов всего населения ЕС. Заказчиком опроса выступила Ялтинская европейская стратегия — неправительственная организация, в правление которой входят, в частности, народный депутат Виктор Пинчук, член парламента Великобритании Стивен Байерс, член Европейского парламента Марек Сивец, руководитель программ по СНГ Немецкого общества внешней политики Александер Рар. Среди его результатов — то, например, что в странах выборки только в Германии менее половины опрошенных (41 процент) высказались в поддержку «европейских перспектив» Украины. Во Франции полностью или в основном поддержали вступление Украины 58 процентов опрошенных, в Италии — 62 процента, в Польше — 77 процентов, в Испании — 60 процентов, в Великобритании — 49 процентов. За вступление Турции, с которой осенью должны начаться переговоры о вступлении, проголосовали 37 процентов опрошенных французов, 36 процентов немцев, 49 процентов участников опроса в Италии, 55 — в Польше, 50 — в Британии, 49 процентов в Испании. Немногим выше показатели «евросимпатии», кстати, набрала в этом опросе Россия. Более того, рейтинг Марокко в этом исследовании также оказался выше турецкого. При том, что Марокко вообще не является европейской страной ни в каком понимании. Среди аргументов в пользу присоединения Украины на первом месте указывалось то, что она является частью Европы (39 процентов опрошенных в шести странах), это приведет к укреплению демократии в этой стране (36 процентов), это увеличит объемы торговли с ней (27 процентов), что Украина рисковала отношениями с Россией, обратившись к ЕС, и потому ее стоит поддержать (26 процентов). Аргументы противников — что Украина должна больше усилий направлять на демократические преобразования (40 процентов опрошенных в шести странах), что Украина — бедная страна (36 процентов в шести странах, причем в Польше — 42 процента), вообще против расширения ЕС (31 процент), Украина не является частью Европы (21 процент).
Таким образом, можно констатировать, что именно благодаря оранжевой революции лед тронулся там, где любые изменения происходят наиболее сложно и медленно — в восприятии рядового гражданина. Известно, как (по крайней мере, напоказ) дорожат общественным мнением своих стран европейские политики. Теперь очевидно, что во всяком случае на этом этапе заявления о неподдержке «европейской интеграции» Украины общественным мнением европейских стран, которыми довольно часто оперировали политики и чиновники ЕС и стран-членов ЕС, будут, мягко говоря, не совсем достоверными.
Другое дело — что в массовом сознании граждан стран ЕС еще по инерции живет симпатия, вызванная именно событиями конца прошлого года, когда Украина впервые в своей истории стала «модной» страной, — и эту поддержку можно потерять за сравнительно короткое время. Рецепты, как этого достичь, известны из мировой практики: скандалы, не всегда понятные действия государственного руководства, коррупция, неспособность держать слово, отсутствие очевидного продвижения, несоответствие заявлений действиям.
Собственно, то, что в Киеве говорили министры Йошка Фишер и Адам Ротфельд, члены делегации MEDEF — объединения крупнейших работодателей Франции и члены Ялтинской европейской стратегии, мало отличается от того, что говорилось на многочисленных международных форумах и переговорах: действия и только действия могут принести успех, и на сенсационные прорывы рассчитывать не стоит, пока нет уверенности в том, что страна действительно стремительно развивает демократические институции и переходит к приемлемым правилам игры, что инвестированные в ее экономику деньги будут надежно защищены. Тут пока что и в Украине, и тем более в ЕС довольно много скептицизма.
Оптимизм демонстрирует вице- премьер по вопросам европейской интеграции Олег Рыбачук: по его словам, сейчас речь идет о доработке своеобразной «дорожной карты» из конкретных мер для выполнения Плана действий с ЕС. Осознание сложности пути, на который пытается вступить Украина, похоже, постепенно приходит, но не становится причиной для отчаяния. Киев будет рекламировать себя во время «Евровидения» и запланированного в июне бизнес-форума. В мае новую стратегию в целом и новую стратегию своей деятельности в Украине должен принять на своем годовом собрании Европейский банк реконструкции и развития. Контакты между политиками обещают быть очень частыми, как это в свое время было с Польшей, Венгрией, Чехией, Литвой, Эстонией.
Остается доказать наличие политической воли не только провозгласить, но и добиться установления жестких, однако действенных норм, после чего будет просто невозможно дальше пользоваться ссылками на несоответствие украинских законов и норм европейским. Остается добиться если не отмены, то хотя бы максимально возможного облегчения визового режима со всеми европейскими странами, — только это может оживить контакты между людьми, которые всегда были и будут настоящим двигателем любой интеграции. Возможно, при этом стоило бы подходить взвешенно и с целевой направленностью, предлагая, например, для чиновников структур ЕС и политиков (не граждан) отдельных стран-членов ЕС максимально жесткий визовый режим при его полной отмене для прессы, бизнеса, студентов, туристов, которые бы хотели посетить Украину и оставить в ней свои деньги. Очевидно, что необходимо в корне пересмотреть и задачи, и кадровый состав таможенной и пограничной служб с обязательным утверждением новых служебных положений, обязательное соблюдение которых навсегда оставило бы в прошлом нынешний, весьма непривлекательный момент знакомства с Украиной на ее границах. Примеров, которым можно последовать, масса. Но они не «взяткоемкие», поэтому, возможно, все остается (с косметическими изменениями) как было еще во времена СССР. Очереди на украинско-польской и украинско- венгерской границах вообще должны бы привести к судебным процессам со всех сторон: в конечном счете, соответствующие польские службы, например, также внесли немалый вклад в то, чтобы ситуация здесь была максимально неприемлемой для нормального человека безотносительно к его гражданству.
Результаты опроса, выполненного по заказу Ялтинской экономической стратегии, могут только вдохновить украинское правительство на то, чтобы действовать иногда дипломатично и осторожно, иногда открыто, но всегда жестко и настойчиво. И внутри страны, и за ее пределами.