Два года тому назад начались бомбардировки авиацией стран—членов НАТО югославской территории. Сегодня же македонские вооруженные силы пытаются вытеснить за пределы республики группы террористов-албанцев. Скопье, кажется, никто бомбардировать не собирается, в отличие от Белграда два года назад. Македонское руководство лишь призывают к сдержанности и диалогу с умеренными албанскими лидерами.
События сегодняшнего дня, уже переросшие в локальный конфликт и угрожающие стать очередной масштабной войной, и события двухлетней давности связаны между собой словом «Косово». Тогда Запад фактически поддержал боевиков из «Армии освобождения Косово» (УЧК), которая вела войну против югославской власти (далеко не демократической, между тем). Никто не спрашивал тогда: откуда в УЧК современное западное оружие, на какие деньги они вообще существуют, где они прошли столь безупречную военную выучку. И главное — что будет дальше. Когда после образцово-показательного наказания режима Милошевича в Косово продолжалась поддержка лидеров-радикалов из числа албанцев, когда закрывались глаза на этнические чистки уже с их стороны, когда не было до конца проведено разоружение УЧК, когда сербы и прочие неалбанцы вытеснялись из Косово, а их имущество просто захватывалось в качестве трофеев.
Вопросы стали возникать позже — когда активизировались албанские группы в Южной Сербии, и потом — когда вооруженные группы албанцев неким образом оказались на македонской территории, очевидно, перейдя, как подозревают некоторые, югославско-македонскую границу в Косово, контролируемую международными силами КФОР, — и затеяли стычки с местной полицией. Все это происходило под вполне благородными лозунгами о защите прав албанского меньшинства, хотя на самом деле, очевидно, речь шла о чем-то другом.
Когда решалось — бомбардировать Югославию за политику Милошевича, в самом деле послужившего причиной целого ряда балканских войн, или нет, как-то совсем позабыли, почему именно он еще в начале своей карьеры в еще единой «титовской» Югославии упразднил автономные права Косово. Именно тогда, когда югославская власть была слаба, как никогда прежде, в Косово состоялись первые погромы сербов албанцами, таким образом якобы протестовавшими против сербского засилья.
События в Македонии, на четверть населенной албанцами, были логичными. Логичным было и то, что республика до последнего оставалась один на один с проблемой, проистекающей не столько даже из Косово, сколько из западной политики. Вполне логично и то, что сегодня Запад гневно осуждает, возможно, тех самых экстремистов, которых поддерживал два года назад — так как поменялись приоритеты, а Македония, в отличие от Югославии Милошевича, никогда не была настроенной против НАТО и Запада. В конечном счете, албанцы фактически также являются пострадавшей стороной, поскольку их элементарно использовали в некой большой геополитической игре, последствия которой уже приносят и нестабильность, и нелегальное перемещение оружия, наркотиков, людей.
Так что все это имеет смысл и для нас. Рано или поздно Запад изучит уроки Косово и Балкан. Для нас уроком должно было бы стать то, что двойные, тройные стандарты являются обычной вещью в большой политике, и к этому нужно быть готовыми. Сегодня, несмотря на не самую лучшую ситуацию в Украине и соответствующее к ней отношение, тяжело будет отмахнуться от последней; по крайней мере, трудней, чем это было во время косовского кризиса, так как Украина председательствует в Совете Безопасности ООН. А один из косовских уроков состоит, кстати, в том, что, как и в эпоху Британской империи, в политике постоянных друзей не бывает.