Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Новая кавказская геополитика...

23 ноября, 1999 - 00:00

По-видимому, настоящим событием Стамбульского саммита ОБСЕ было не подписание общего документа и не массовое осуждение чеченской кампании в России. Настоящим, очевидно, было то, что лидеры Турции, Азербайджана и Грузии подписали соглашение о главном пути будущего экспорта каспийской нефти в Западную Европу. И все начинает становиться на свои места. Россия проиграла первую в новые времена большую дипломатическую битву за перераспределение влияния на Кавказе. Победителями являются не столько даже Турция, сколько Соединенные Штаты, которые с самого начала поддерживали именно «турецкий» вариант экспорта каспийской нефти в конкуренции с «российским» (в Новороссийск), «украинским» (Черное море — Одесса — польская граница) и другими — через болгарскую Варну или румынскую Констанцу. То, что занятая собственными проблемами Россия постепенно, но непрестанно теряет влияние на Баку и Тбилиси, было абсолютно очевидно в последние годы — параллельно с нарастанием активности в регионе турецкого правительства и американского бизнеса.

Абсолютно понятно, что это была только первая большая война, настоящие баталии еще впереди. Проект трубопровода на турецкой территории, в частности, оценивается в $3,5—4 млрд., и желающих финансировать его строительство все еще нет. Кавказская стабильность, от которой в главной мере будет зависеть успешность проекта, вещь чрезвычайно эфемерная. Запад наконец-то начал понимать очень тесную связь между событиями в Чечне, неурегулированными конфликтами в Абхазии и в Нагорном Карабахе и более дальновидными стратегическими расчетами. Ведь очевидно, что для Азербайджана и Грузии независимость от российской нефти означает и очень значительную политическую независимость от России. Успешная реализация «турецкого» проекта будет значить одновременное выпадение Грузии и Азербайджана из российской орбиты. Вряд ли Москва так просто переживет эту потерю, угрожающую стать началом реального конца СНГ — эфемерной структуры, которая сегодня уже фактически никому, кроме России (да и то гипотетически), не нужна. Поэтому было бы логично ожидать, что кавказский кризис будет продолжаться еще довольно долго. Но в то же время можно ожидать эскалации «братских чувств» России к Украине. Наверное, для предотвращения реального сближения Украины с Западом будет сделано многое: нефть и газ могут внезапно подешеветь, украинскому руководству ежедневно будут намекать, что поддержка на выборах чего-то стоит, а, следовательно, долги нужно отдавать. Возможно, будет, наконец- то, провозглашен режим свободной торговли в СНГ (который, наверное, останется словами) и так далее.

Американская — или западная — победа на Кавказе может очень дорого стоить Украине, как и победа российская. За восемь лет своей независимости Украина так и не избавилась от фантастической зависимости от российских энергоносителей и российских рынков, приобретя к тому же и огромную зависимость от кредитования со стороны МВФ и политической воли Вашингтона. Кажется, пришло время очень быстро и всерьез решать, стоит ли и дальше оставаться между двух огней. Решать, что нужно очень срочно изменить, чтобы не мы кого-то убеждали в своей европейскости, а нашей компании добивались «сильные мира сего». И чтобы при принятии решений, затрагивающих наши интересы — на Балканах ли, на Кавказе ли — с нашим мнением считались. По-видимому, это и было бы стратегическим партнерством.

Париж

Виктор ЗАМЯТИН, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ