Самолеты российской военно-транспортной авиации во вторник улетели в Косово. Аэродром, на который они взяли курс — приштинский аэродром Слатина — теперь известен всему миру как яркий пример непредсказуемости в политике, признак ее «ельцинского стиля» и символ амбиций российского генералитета.
Еще несколько дней назад вопрос о прибытии российского военного контингента в Слатину выглядел нерешенным, после того как российские военные, проводившие в Вашингтоне переговоры со своими американскими коллегами, попробовали фактически ревизировать договоренности, достигнутые в Хельсинки министрами иностранных дел и обороны России и США. Это выглядело не по-джентельменски, и именно так повело себя НАТО. Венгрия, Болгария и Румыния, якобы согласившиеся вначале на предоставление воздушного коридора для российских самолетов, вдруг отказались пропускать их. Стало ясно, что без договоренности с НАТО россиянам все равно не удастся попасть в Косово. И вот теперь очередной компромисс найден. Российские самолеты пролетели через территорию Украины и Румынии. Очевидно, придется договариваться и относительно общего командования миротворческими силами — именно это было главной проблемой на переговорах между Москвой и НАТО. Однако также очевидно, насколько по-разному относятся к ситуации вокруг Косово в России и в западных столицах.
С какой бы критикой действий НАТО во время югославского конфликта ни выступать, однако стоит согласиться, что после окончания бомбардировки, введения военного контингента в Косово Альянс рассматривает ситуацию как связанную именно с миротворческими заданиями. Нельзя говорить о большом успехе натовских миротворцев хотя бы потому, что сербы и цыгане продолжают покидать Косово, однако очевидно, что натовский контингент просто осуществляет самые обыкновенные полицейские функции.
У российских политиков и генералов с самого начала была другая цель — доказать геополитическую роль своей страны. «Остаться на Балканах». Именно так! «Остаться на Балканах». Об этом, как о главном достижении российской внешней политики, говорил министр иностранных дел РФ Игорь Иванов после того, как Совет Федерации дал согласие на размещение российского миротворческого контингента в Косово.
Не стоит объяснять, что главной целью миротворческого контингента является именно установление мира в беспокойной провинции. А не надежда даже такой значимой страны, как Россия, где-то остаться и доказать свое влияние на мировые дела. Во всяком случае, к тому времени, как российские политики будут оперировать именно такими категориями, не стоит и надеяться на разрешение территориальных и этнических конфликтов на постсоветском пространстве.
Ведь российские миротворцы находятся в нескольких «горячих точках» в СНГ.
Находятся, чтобы остаться?