Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

20 «спиц» «Колеса»

28 мая, 2008 - 00:00
ИРИНА КЛИЩЕВСКАЯ В СПЕКТАКЛЕ «ЧУДО ПИАФ». ЗА РОЛЬ ЛЕГЕНДАРНОЙ ФРАНЦУЗКОЙ ПЕВИЦЫ АКТРИСА ПОЛУЧИЛА МАССУ НАГРАД НА МЕЖДУНАРОДНЫХ ТЕАТРАЛЬНЫХ ФЕСТИВАЛЯХ / ФОТО НИКОЛАЯ ЛАЗАРЕНКО

28 мая зрителей приглашают на двойной театральный юбилей: место встречи — Андреевский спуск, 8.

Вечер посвящается 20-летию театра «Колесо» и его основателю, худруку Ирине Клищевской. Этот столичный театр стал одним из первых камерных коллективов, начавших существовать самостоятельно — сначала на принципах самоокупаемости, потом в муниципальной структуре. Тут понятие сцена и зрительный зал фактически отсутствуют, а до актеров зрители могут просто дотянуться рукой... Ныне в активе коллектива 27 спектаклей, множество наград на международных фестивалях и тысячи поклонников в разных концах света. Все два десятилетия «крутит» «Колесо» миниатюрная, красивая, талантливая женщина Ирина Клищевская (директор, художественный руководитель, актриса, режиссер), которая недавно отметила собственный юбилей.

— Не хочу даже думать о своем возрасте, — признается Клищевская. — Месяц назад с мужем сбежали на недельку в Париж. Сходили на Монмартр, на могилу легендарной певицы Эдит Пиаф (на международных театральных фестивалях в Габрово, Киеве, Македонии и Албании Ирина Клищевская за исполнение роли Пиаф получила призы в номинации «лучшая женская роль»), а вернулись в Киев — и завертелась суета. На базе нашего театра организовали и проводим Первый международный театральный фестиваль «Подія», а 28 мая приглашаем публику на юбилей «Колеса».

— Когда у вас возникло желание стать театральным режиссером?

— Вообще-то я мечтала стать кинорежиссером. Хотя мои родители не имели отношения к театру, но отец изумительно пел, и у нас дома собирались творческие компании. Мы жили на ул. Лютеранской, часто гуляли возле Театра им. И. Франко. В детстве однажды я чуть не утонула в фонтане в сквере у театра. Меня успели вытащить. Символично... В мир балета меня ввела наша соседка — балерина оперного театра, увидев, как я танцую по двору. Когда родители купили кинокамеру, то я увлеклась съемками. Но на кинофаке сказали, что режиссера из «пигалицы» не получится, посоветовав поступать на кукольное отделение. Тогда я единственный раз в жизни испытала комплекс по поводу своего маленького роста и комплекции. Очень обиделась. Но захотела доказать всем, что обязательно стану режиссером! И... поступила в университет на географический факультет. Много поездила с геолого-разведывательными партиями: Карпаты, Тянь-Шань, Северный Кавказ, Кольский полуостров... Но со временем любовь к театру победила географию. Я закончила Киевский театральный институт (мастерская Михаила Резниковича). В ту пору к кино я «остыла» и поняла, что театр — более живое искусство.

— Ирина Яковлевна, а когда вы решили, что пришло время создавать свой театр?

— С неба мне никогда ничего не падало... Накапливала опыт: поработала в провинциальных театрах, на телевидении, в министерстве культуры, вела кружки... В 1986— 1988 годы в Киеве организовалось более 70-ти театров-студий (ныне из того списка остались — Театр на Подоле, «Сузір’я», «Актер» и «Колесо»). Мы организовали в парке им. Фрунзе актерский ансамбль. Театр был на хозрасчете. В ту пору на Андреевском спуске пустовало несколько домов. Виталий Малахов и я добились для своих театров здания. Сделали ремонт. Показали спектакль районному начальству, а 28 мая 1988 года официально открылось наше «Колесо».

— Подгадали на праздник — День пограничника...

— Символично получилось. Как будто открыли театральную границу. Мы дебютировали пьесой со смешным названием «Ку-ка-ре-ку». От первого состава ныне в театре продолжают работать шесть человек — наш костяк. Единомышленники. Некоторые нашли друг друга в «Колесе», поженились, детей нарожали...

— А как у вас совмещалась работа в театре с личной жизнью?

— Когда создавалось «Колесо», дочери Маше было всего 12 лет. Очень помогала моя мама, т.к. я пропадала в театре...

— Вы строгий руководитель?

— Да. Иначе все расползется. Но я стараюсь быть лояльной, внимательной, компромиссной, а порой приходится и жесткость показать. Хотя обожаю после спектакля посидеть с актерами за бокалом вина и просто поговорить. Ведь наше «Колесо» — большая театральная семья. К нам тянутся творческие люди, у нас много друзей. Это я ощутила, когда возникли трудности с нашим зданием на Андреевском спуске, в котором труппа, насчитывающая 50 актеров, ютится на 240 квадратных метрах, учитывая и зрительный зал... Спасибо, нас поддержали коллеги, Национальный союз театральных деятелей, интеллигенция Киева...

— Наверное, из-за сильного характера мужчинам с вами нелегко?

— Надо у них спросить. С мужем мы вместе 11 лет. Он актер (Владислав Пупков) играет в нашем театре, снимается в кино. Его голос зрители хорошо знают, т.к. он часто дублирует фильмы. На фестивале «Стожары» получил премию «Золотой голос Украины».

— А какая вы вне сцены?

— Мне сложно перестроиться после работы. Командный тон въелся. Борюсь с собой. Ведь в театре у меня много функций — директор, режиссер, актриса. А дома надо быть только любящей женой, мамой, бабушкой. Когда дочь была маленькой, я мало времени могла ей уделять, и чтобы как-то компенсировать это, часто таскала ее по театрам, выставкам, концертам... и она стала актрисой, играет в «Колесе». На праздники люблю собирать всю свою семью: внучки — Прасковья и Ксения, дочь, зять, муж, сестра. Дома много цветов, но у меня выживают только стойкие виды...

Оксана ДЕНЯКОВА, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ