Коллизия вокруг дополнительной эмиссии акций ОАО «Металлургический комбинат «Запорожсталь» (о которой уже сообщал «День») в понедельник решилась привычно для украинской приватизации: отстаивая на собрании акционеров государственные интересы, Фонд госимущества заблокировал внесение соответствующих поправок в уставные документы. Собрание приняло решение создать согласительную комиссию для проведения переговоров с ФГИ, объявив перерыв до 14 августа.
Один из акционеров дипломатично объяснил Интерфаксу-Украина, что решение о создании согласительной комиссии было принято «в связи с тем, что один из крупных акционеров ОАО не принял участие в подписке на акции второй эмиссии и не разделяет мнение других акционеров относительно целей подписки». (Крупными акционерами ОАО, помимо ФГИ, являются компании: «Уейбридж Инвестментс Лимитед» — 23,77%, «Захид Резерв» — 17,34%, «Мауертон Лимитед» — 16,93%. Физическим лицам принадлежит 9,5%, в том числе 6% — трудовому коллективу). Акционер добавил, что на собрании акционеров присутствовал представитель ФГИ, который по всем вопросам воздерживался от голосования. (Начальник управления корпоративных прав государства ФГИУ Иосиф Войцеховский, впрочем, сказал «Дню», что представитель Фонда должен был голосовать против эмиссии и внесения соответствующих изменений в устав). По информации участника собрания, согласительная комиссия также обсудит с ФГИ вопрос продажи последнего 25-процентного государственного пакета акций.
Ранее ФГИ предложил наблюдательному совету ОАО компромисс: Фонд на определенный срок отказывается от продажи принадлежащего государству блокирующего пакета акций (25%+1) в обмен на отказ руководства комбината проводить дополнительную эмиссию акций. Более того, глава ФГИ Александр Бондарь пригрозил, что допэмиссия будет заблокирована, если руководство «Запорожстали» не откажется от ее проведения. По-видимому, это и есть позиция государства. Первый вице- премьер Олег Дубина во время посещения «Запорожстали» 13 июня также выступил против проведения допэмиссии акций ОАО. По его мнению, «на сегодняшний день эмиссию проводить не стоит».
Суть конфликта в том, что согласившись на дополнительную эмиссию акций, государство, не способное внести средства на покупку своей доли акций в этой эмиссии, теряет принадлежащий ему пакет. Он, по некоторым сведениям является блокирующим, а по другим — вовсе и нет (все зависит от того, по каким конкретным вопросам происходит голосование). Как отметил «Дню» президент ассоциации предприятий металлургической промышленности Анатолий Голубченко, этот «похудевший» пакет потом никто уже и не купит. В принципе этот процесс вполне можно считать скрытой приватизацией государственной собственности. И тем не менее в конце концов именно это, по-видимому, и произойдет, поскольку государство до сих пор как бы стесняется владеть своими корпоративными правами. В частности, как сказал «Дню» А.Голубченко, государство до сих пор не настаивало на том, чтобы получать принадлежащую ему в качестве дивидендов часть прибыли предприятия («Не доплачивают ли кому-то за это», — риторически спросил собеседник). За эти средства, по словам А.Голубченко, можно было бы выкупить часть дополнительной эмиссии, и государство в неприкосновенности сохранило бы свои 25%, не было бы и никакого конфликта интересов. Между тем председатель контрольной комиссии парламента по вопросам приватизации Александр Рябченко заявил «Дню», что государству не стоит мертвой хваткой держаться за свои 25-процентные пакеты. По мнению А.Рябченко, если государство понимает, зачем оно «сидит» на этих пакетах, то все нормально, а если это делается только из-за того, что так хочет отраслевое министерство, то и возникают «какие-то глупые конфликты». Эти 25%, сказал А.Рябченко, нужно было продавать гораздо раньше, потому что металлургические предприятия любыми способами будут искать дополнительные деньги на развитие производства.