Скульптура изображает казака, который присел на камне, рядом с ним скачет его конь (символ свободы), наготове сабля, в руках бандура. Такой образ был характерным для казака издавна, он распространился в изобразительном искусстве в ХVII—ХVIII веках. Народные художники рисовали Мамая не верхом на коне, а в спокойной, созерцательной позе: казак, скрестив ноги, безмятежно сидит под деревом. Он же прежде всего был человеком мирным (конечно, если его не трогали). Отбиваясь от нападавших, он лелеял вечную мечту: не воевать, не грабить, не порабощать никого, а у себя дома сооружать, строить. Казак Мамай — это путешествующий запорожец, вояка и повеса, шутник и философ, бандурист и певец. Он всегда олицетворял наилучшие черты украинского казачества. Теперь этот образ киевляне могут созерцать в бронзе ежедневно, придя на майдан. Но более всего, памятник понравился детворе: уже в воскресение они исследовали его с любопытством, топча траву на газоне. И тогда казаку, к великому сожалению детей, выставили милицейскую охрану.