Уже после этого требования, оглашенного на встрече Президента с правительством, премьер- министр Анатолий Кинах заявил о намерении возобновить практику, так называемого критического импорта, при котором товары, входящие в определенный правительством перечень, будут ввозиться в страну без взимания налога на добавленную стоимость. Об этом со ссылкой на главу Кабмина сообщил Интерфакс-Украина. «Будем выходить на решение по критическому импорту. Это необходимо», — сказал премьер.
Кроме того, правительство планирует пересмотреть правила взымания НДС. Анатолий Кинах считает, что налог нужно платить после получения товара, а не по факту отгрузки. Ранее категорически против этой идеи выступала Налоговая администрация.
Премьер-министр не скрывает, что все предложения относительно налоговых льгот готовит Украинский союз промышленников и предпринимателей. Организация, объединяющая собственников и менеджеров предприятий, сейчас переживает звездный час, требуя от своего лидера все новых льгот и взамен получая обещания. Впрочем, будут ли эти обещания выполнены, наверняка будет зависеть не только от премьера. Во всяком случае Президент четко дал понять свое отношение к налоговым льготам: «Бюджетная политика в следующем году должна быть максимально жесткой. Если нужно, более жесткой, чем в предыдущие года». Тем временем директор Черкасского отделения Украинского союза промышленников и предпринимателей (УСПП) Борис Райков абсолютно серьезно предложил премьеру рассмотреть возможность отказа от налога на добавленную стоимость, учитывая тяжелые условия хозяйствования в Украине.
Двумя неделями ранее министр промышленности Василий Гуреев объявил о планах правительства закрепить за несколькими отраслями статус приоритетных. По его словам, в следующем году поддержку правительства получат машиностроение (в частности производство комбайнов), авиастроение, автомобилестроение (сохранение льгот для «АвтоЗАЗ-ДЭУ» вопреки требованиям Евросоюза), а также легкая и деревообрабатывающая промышленность. Все эти отрасли, по обещанию министра, могут рассчитывать на налоговые льготы или значительные государственные инвестиции в следующем году.
Обещания сохранить налоговые льготы уже добились от премьер-министра и руководители металлургических предприятий. Анатолий Кинах признал удачным налоговый эксперимент, согласно которому налог на прибыль металлурги платили по вдвое уменьшенной ставке. По его поручению Министерство промышленности сейчас разрабатывает условия усовершенствования эксперимента с целью поддержания высоких темпов промышленного роста. Министр Гуреев при разработке этих условий активно консультируется с металлургическим директоратом, что уже указывает на направление, в котором эксперимент будет совершенствоваться.
Льгототворчество правительства стало головной болью и для экспертов Международного валютного фонда. Они побаиваются за возможность страны в следующем году обслуживать внешние долги в случае предоставления преференций отраслям-любимчикам. Вице-премьер Василий Роговой, по поручению Президента курирующий контакты с МВФ, сообщил, что тема «планирующихся налоговых нововведений» является одной из наиболее дискуссионных в переговорах с Фондом.
Не вызывает сомнений, что намерения правительства инициировать режим максимального благоприятствования избранным отраслям даст оппозиции лишние козыри для критики премьера. Ведь льготы, раздаваемые накануне парламентских выборов, обрекают Кабмин на риск обвинений в небескорыстном лоббизме интересов отдельных структур. Учитывая температуру предстоящего политсезона, крики «обиженных» могут быть весьма громкими. Ну а то, что именно собственники и менеджмент крупных предприятий принимают решения об участии в предвыборных кассах тех или иных политических сил является очевидным.
Безусловно, украинская экономика требует снижения налогов. Этот факт является очевидным для всех, живущих в нашей стране, кроме разве что руководства Министерства финансов. Но парад обещаний о налоговых льготах может обернуться большим разочарованием для тех, кому эти обещания уже даны. Ведь судя по заявлению Леонида Кучмы, эти инициативы правительства не являются результатом единой позиции исполнительной власти.