Заложенный на стапеле в Николаеве еще в бытность СССР под именем «Адмирал Лобов», этот крейсер предназначался для советских ВМС. После развала Союза судьба корабля, чья готовность составляла более 95%, в течение нескольких лет оставалась неопределенной: Россия от него отказалась (на этом же заводе недавно завершен ремонт аналогичного российского крейсера «Москва» — бывший «Слава»), продажа третьей стране не представлялась возможной — корабль оказался «носителем секретов» бывшего советского ВПК. Со скептицизмом специалисты относились и к возможности достройки крейсера для украинского флота, поскольку использование корабля подобного класса в Черном море, зоне интересов Украины, считается нецелесообразным и накладным. Кроме того, по проекту крейсер должен оснащаться стратегическими ракетами с ядерными боеголовками, а учитывая безъядерный статус Украины, он может нести лишь обычное вооружение, что «не к лицу» кораблю подобного класса.
Тем не менее будущий флагман украинского флота дважды становился флагманом региональной предвыборной кампании. Сначала в 1998 году премьер-министр и лидер НДП В.Пустовойтенко, проводя совещание накануне парламентских выборов в Николаеве, заявил, что крейсер будет достроен для украинских ВМС. После выборов обещание забылось, а год назад о корабле вспомнил министр обороны Украины, который тогда в интервью корреспонденту «Дня» заявил о том, что переименованный в «Украину» «Адмирал Лобов» войдет в строй кораблей украинского Военно-Морского Флота в ноябре 2000 года, что его принимать будет лично Президент Л.Кучма и что для завершения строительства корабля заводу им. 61-го коммунара будут перечислены 100 тысяч гривен.
С идеологической точки зрения все было выдержано: на крейсер вселен экипаж, поднят государственный флаг (хотя обычно на флоте эта процедура совершается уже после сдачи корабля). Работы же непосредственно по достройке проводились в минимальном объеме — за прошлый год долг Министерства обороны составляет 36 млн. грн. Еще 1,1 млн. грн. военные должны за электроэнергию. Кстати, неурегулированным остается вопрос и об оплате ремонта крейсера «Москва», переданного в прошлом году российскому флоту.
При этом, по словам Михаила Жело, в случае финансирования достройки «Украины» в полном объеме, корабль уже в конце нынешнего года можно будет отправить на ходовые испытания. Одновременно это позволит обеспечить работой около полутора тысяч человек на практически простаивающем предприятии.