Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Неудивительно

Спектакль французского театра на воде оставил после себя двоякое впечатление
6 апреля, 1996 - 19:51
«ЧУДАЧЕСТВА» В ГИДРОПАРКЕ / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Заграничные уличные театры в Киеве вообще-то не новость, хотя и выступают нечасто. Впрочем, уличный театр, выступающий на воде, к нам пожаловал впервые.

Трупа«Илотопия» приехала к нам с представлением «Чудачества на воде» в рамках ежегодного фестиваля «Французская весна». Ажиотаж превзошел, наверное, самые смелые ожидания организаторов. Поезда метро в сторону Гидропарка в прошлую субботу шли забитыми до отказа, сама станция — в начале апреля обычно еще пустая — была опасно переполнена, и при этом транспортники не открыли второй выход, чем создали жуткую толкотню. Впечатление складывалось такое, словно где-то на острове должен состояться футбольный матч или концерт рок-звезд калибром не меньше «Роллинг Стоунз».

Действо началось после заката солнца. Как можно было понять, драматургия «Чудачеств на воде» строилась на столкновении обычной реальности и мира сновидений. Сначала появлялись довольно будничные вещи и герои: автомобиль-такси, велосипедист на «сухопутном» бицикле со шлейфом брызг из-под заднего колеса, мамочка с детской коляской, подметающий воду уборщик, занятой гражданин под деревом немного дальше от берега, любитель долгого сна, выезжающий на кровати с пуховой периной. После появления последнего выплыли более фантастические персонажи: двое воинов-ангелов с огненными копьями на гондолах — носы лодок также пылали; длинная пирога, украшенная двумя рядами факелов; дама в огромном красном кринолине, стоящая на колесе, которое вращал изнутри работящий актер; моторная лодка, тянувшая за собой ряд подсвеченных водяных колес меньшего диаметра; гражданин в белом с подожженной головой, плюс, конечно, фейерверки, много фейерверков.

Театры на воде — древняя европейская традиция; судя по свидетельствам современников, в той же Франции во времена расцвета монархии, в ХVII—XVIII веках, это была излюбленная забава аристократии. Разумеется, с тех времен многое изменилось, но некоторые принципы, видимо, остались. Важна прежде всего зрелищность; а вложить какой-либо глубокий смысл, рассказать более-менее сложную историю в подобном жанре просто технически невозможно: в первую очередь это карнавал, основа которого — эффектные выходы каждой новой маски или сооружения. И именно с точки зрения эффектности «Чудачества на воде» не поразили. «Илотопия» играла на обширной поверхности темной воды; на таком фоне нужны крупные, яркие объекты, различные источники света. Но наиболее мощной была банальная разноцветная подсветка с берега; среди декораций покачивались несколько достоверно воссозданных фонарных столбов, но ни один из них... не светился — огромное упущение в световой гамме спектакля.

Практически все элементы сценографии должны быть, как отмечалось выше, гипертрофированными. Поэтому, например, среди массы темной воды терялся автомобиль величиной с наш старый «Запорожец», не выглядели интересно ни уборщик, ни мама с коляской, ни велосипедист — у них не было ничего сказочного, ничего фантасмагорического — обычные люди и обычные предметы, плавающие по Днепру на небольших плотиках. Большее впечатление произвела кровать с торшером — именно из-за ее гулливеровских размеров; исполнитель, сидя на ней, орудовал длинным веслом, а потом выбивал перину, покрывая воду длинными полосами перьев. Запомнилась женщина в огромной красной юбке верхом на подвижном колесе, особенно когда из осей заструились снопы белого огня. Остальные трюки выглядели довольно банально, а наиболее ярким стал салют; но такие салюты можно увидеть на любой праздник и даже не в центре города. Что касается воплощения какой-либо сюжетной идеи, то с этим не сложилось вовсе: во второй половине «Чудачеств» исполнители создали малопонятную толчею на небольшом участке водоема.

Кажется, либо «Илотопия» стабильно страдает из-за слабой режиссуры, либо спектакль рассчитан на меньший водоем (пруд, например) и намного меньшее количество зрителей, к тому же, и не вся техника сработала. В любом случае, результат один — не очень удивительно.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ