Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Стравинский под фонограмму

25 января, 2000 - 00:00

21 января в Национальной опере Украины состоялась премьера балета Игоря Стравинского «Жар-птица» (режиссер- постановщик Виктор Литвинов, сценография и костюмы Марии Левитской).

В зале в основном собрались балетоманы и музыкальная общественность Киева. Можно сказать, что политический бомонд и госчиновники новую работу театра дружно проигнорировали. Видимо, их всех больше интересовало развитие пьесы, которая нынче разыгрывается на парламентских подмостках. Те же, кто все-таки пришел на спектакль был вознагражден и очарован пленительной музыкой Игоря Стравинского. В первом отделении артисты показали одноактный балет «Поцелуй феи» (постановка Алексея Ратманского). Работа уже занявшая свое почетное место в репертуаре театра, отличающаяся предельной музыкальностью и отточенной хореографией, сделанной в западном стиле. Но публика с нетерпением ожидала второе отделение — собственно премьеру. По тому, как Виктор Литвинов нервно курил одну сигарету за другой, было видно, что и хореограф заметно волнуется... «Жар-птица» давно стал классикой. После шумного успеха 26 июня 1910 года на сцене Парижской оперы во время «Русских сезонов» начался триумф славянской сказки, блестяще поставленной Михаилом Фокиным. Различные классические и модерн-труппы интерпретировали «Жар-птицу». На киевской сцене она поставлена впервые. Звучат первые аккорды, поднимается занавес и мы попадаем в темное царство Кощея Бессмертного (Артем Дацышин), лениво парящего над сценой. Жизнь скучна. Кажется, что время остановилось. Разнообразить существование могут лишь интриги или внезапная влюбленность. Украденная Девица-краса, отвергнув притязания Кощея, становится заложницей его злых чар, превращаясь в диковинную Жар-птицу. Только любовь Ивана-царевича позволяет избавиться от проклятия Кощея.

Многие режиссеры пытались найти свое решение «Жар-птицы». Очень оригинальными и неожиданными работами стали постановки мэтра современного балета Мориса Бежара и одного из самых популярных и перспективных хореографов Европы Анжелена Пэджокажа. Их заслуга в том, что они сумели очень тонко и точно раскрыть сказочную стихию музыки композитора. Виктор Литвинов экспериментирует по мотивам «Жар-птицы» не всегда удачно, но безусловно любопытно. Есть интересные концептуальные ходы. Скажем, превращение Кощея, оставившего черный костюм, как свою шагреневую кожу, вызывали живой отклик в зале. Можно спорить с постановщиком, надо ли было отказываться от фокинского наследия. Тем более, что ее по крупицам восстановил Андрис Лиепа, сняв одноименный фильм, в котором принимали участие наши украинские танцовщики: Татьяна Белецкая и Виктор Яременко. Впрочем, хорошо справились с поставленными Литвином задачами и Татьяна Голякова (Девица-краса и Жар-птица), и Леонид Сарафанов (Иван-царевич). Но еще нужно «отшлифовать детали». Поработать над ошибками и расставить акценты артистам поможет балетмейстер-репетитор Алла Вячеславовна Лагода. Планируется, что репетиции будут продолжаться и во время зарубежных гастролей, которые начинаются уже 26 января и продолжатся до марта, когда мы и увидим уже устоявшийся спектакль. У многих, пришедших на премьеру, вызвало досаду музыкальное сопровождение под фонограмму. Оркестр, во главе с дирижером Владимиром Кожухарем, были лишь зрителями. Таким образом, нам показали экспортный вариант спектакля.

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ