В последнее время основные показатели, характеризующие экономическую и, в частности, монетарную ситуацию в Украине, похоже, стабилизировались. Нацбанк поддерживает установленный им еще в апреле курс гривни к доллару. Инфляция, по всем прогнозам, в этом году лишь ненамного превысит 10-процентный уровень (10,5— 12%, по мнению совета НБУ, 13%, по прогнозу МВФ). Продолжается, хотя и замедлился до европейских 4%, рост ВВП (правда, связь между ним и политикой новой власти можно охарактеризовать формулой «не благодаря, а вопреки»). А вот общее экономическое настроение в обществе скорее негативное, нежели оптимистичное.
Одно из слагаемых этих неблагоприятных ожиданий исходит из ценовой ситуации и полного тумана в отношении того, какую курсовую политику в следующем году будет проводить Национальный банк. В основных параметрах денежно- кредитной политики НБУ на 2006 г. курс гривни к доллару обозначен на уровне 5,0 — 5,2. В этом же документе содержится тезис о начале перехода к так называемому таргетированию инфляции — установлению и достижению любыми средствами целевого уровня роста цен. Однако таргетировать инфляцию при жесткой привязке курса национальной валюты к иностранной (то есть гривни к доллару) невозможно.
Более того, в текущем году изменился внешнеэкономический фон монетарной политики: положительное сальдо нашего торгового баланса сменилось на отрицательное, импорт товаров существенно превысил экспорт. Де-факто произошел отказ от модели ориентированного на экспорт роста украинской экономики, поскольку она не предусматривает возможности кардинального роста реальных доходов населения. В то же время контуры новой модели экономического развития Украины еще не просматриваются. Хотя очевидно, что от «социализации» экономики путем выплат малообеспеченным категориям населения. И соответственно роста налоговых поступлений от бизнеса правительство в ближайшее время не откажется. Естественно, прямым следствием активного перераспределения ВВП через бюджет (если в 2004 г. отношение доходов бюджета к ВВП составляло 28,5%, то на 2006 г. планируется 33%) является замедление темпов роста экономики.
Глава совета НБУ, директор Института экономического прогнозирования Валерий Геец недавно отметил, что в 2003— 2004 гг. объем инвестиций в Украину рос в 3—4 раза быстрее, чем ВВП. Таким образом, у нас существовала «инвестиционная зависимость экономического роста». В такой ситуации, по его мнению, переориентироваться на стимулирование внутреннего спроса нельзя, и тем не менее по политическим причинам это было сделано. А увеличение зарплат в бюджетном секторе автоматически вызывает улучшение оплаты труда на коммерческих предприятиях, поскольку доходы сотрудников негосударственных компаний априори не могут быть ниже зарплат бюджетников. Соответственно, бизнес вынужден повышать цены на конечную продукцию, а государство — компенсировать бюджетникам новый рост цен, и мы получаем спираль: «цены —заработная плата». На этом термине Геец сделал особое ударение. По его мнению, единственным способом остановить раскручивание такой спирали является ограничение бюджетных выплат. Однако понятно, что в сегодняшней предвыборной ситуации такой шаг для власти политически неприемлем.
Так что замедление роста цен (который, к тому же, перестал выполнять функцию стимулирования экономики) нам не грозит. Но это не новость. Новостью для антиинфляционного регулирования является активизация инвестиционной деятельности. Так, со дня на день в экономику Украины должны поступить средства от продажи «Криворожстали». В связи с этим Нацбанк до сих пор ломает голову над тем, как не допустить резкого попадания дополнительных 24 млрд. грн. (14% от существующей денежной массы) на денежный рынок, что может спровоцировать скачок цен. Однако это, так сказать, единоразовая проблема. Геец подчеркивает, что необходимо учитывать и такой источник поступления валюты в Украину, как средства, которые перечисляют своим семьям «заробитчане». По его оценкам, этот канал в следующем году принесет Украине около $4 — 6 млрд. Сюда следует добавить традиционные $1,5 млрд. прямых иностранных инвестиций, $1 млрд. внешних заимствований коммерческих банков и предприятий, а также возможные новые поступления от приватизации крупных предприятий, что дает около $10 млрд. притока в Украину иностранного капитала. При таких поступлениях в 2006 г. страну ожидает либо рост цен, либо очередная ревальвация гривни, тогда как темпы роста ВВП не превысят 3%.
Раньше наши экономисты жаловались на катастрофическую нехватку иностранных инвестиций, утверждая, что для устойчивого развития экономики необходимо привлечь в страну до $40 млрд. капиталовложений. Теперь же никто не знает, что делать с поступающими в Украину средствами. Иными словами, активно добиваясь усиления притока иностранного капитала, мы не озаботились тем, чтобы подготовить к этому нашу финансовую систему и фондовый рынок, которые должны быть способны поглотить поступающие средства и направить их на развитие промышленного сектора, по-прежнему ощущающего нехватку средств. Отсюда краткий вывод: развитие финансового сектора украинской экономики становится как никогда актуальным.