Мировой автопром падает... Так, рынки крупнейших европейских стран в сентябре вели себя по-разному: если Франция показала рост на 8,4%, в Германии продажи незначительно упали — на 1,5%, то в Великобритании и Испании рынок рухнул на 21,2% и 32,2% соответственно. Хуже всего дела с продажами автомобилей обстояли в фактически разорившейся Исландии — там они упали на 47%, а также в Латвии — на 46%. Непосредственно среди автокомпаний ситуация тоже не наилучшая. Только лидер европейского рынка по количеству проданных автомобилей — Volkswagen Group— сумел в сентябре, вопреки общей тенденции, увеличить продажи на 1%. Больше никому из основных игроков рынка нарастить продажи не удалось. У Ford они упали на 12%, у GM — на 18,7%, у Renault — на 4,9%, у BMW — на 15,7%, у PSA — на 9,1%. Хуже всего дела обстояли у Chrysler (-45,3%) и Mitsubishi (-28,6%).
Вслед за падением мирового автопрома начал падать и украинский. Вместо ожидаемого осеннего всплеска автопокупок, в сентябре эксперты зафиксировали стагнационные явления: по сравнению с сентябрем-2007 рост продаж составил 1,98%. Но по сравнению с августом текущего года продажи снизились на 2,7%. По мнению экспертов AUTO-Consulting, отмечаемая второй месяц стагнация на авторынке не позволяет говорить о ранее спрогнозированных продажах 700 тысяч автомобилей до конца 2008 года. Показатели последних месяцев дают основание говорить только о 630 тысячах. Главной причиной резкого сокращения автопродаж они называют финансовый кризис, который спровоцировал сокращения темпов потребительского кредитования. Но, тем не менее, количество желающих прикупить автомобиль не уменьшилось. Как запасной вариант некоторые автокомпании предлагают клиентам лизинг. «День» решил выяснить, насколько целесообразно использовать при нынешних условиях эту услугу...
ВЗЯТЬ В АРЕНДУ
Автолизинг — это покупка лизинговой компанией по заказу клиента определенного автомобиля у определенного продавца. Как правило, клиенту автомобиль предоставляется во временное пользование за определенную плату. Срок лизинга обычно составляет несколько лет, по истечении которых клиент может либо выкупить авто, либо прекратить пользоваться этой услугой. Покупая машину в лизинг, клиент получает комплексную услугу: страховку, техосмотр. Но за счет этого стоимость автолизинга превышает автокредит на 4—5%.
В нынешних условиях, когда банки либо перестают выдавать автокредиты, либо взвинчивают на них цены (до 16% и более), автолизинг остается как вариант приобретения железного коня. Но использовать его в Украине обычные граждане не спешат. Преимущественно, во всех компаниях, занимающихся автолизингом, до 95% таких клиентов составляют юрлица. Тогда как за рубежом основные пользователи — средний и малый бизнес, физлица. Почему так?
«В Европе иметь автомобиль в собственности — это не что-то такое суперпрестижное. Там люди используют автомобиль, как правило, 3—4 года, а потом покупают другой. В связи с тем, что у них часто происходит процедура купли-продажи автомобиля, им не интересно самостоятельно продавать автомобиль, ездить на котором они уже не хотят. Поэтому они используют услуги лизинговых компаний, которым платят за экономическое снижение стоимости автомобиля, который они используют 3—4 года, а дальнейшей автопродажей занимается лизинговая компания. Им не интересно тратить на это свое время. В Украине же физлица имеют большое желание подержать автомобиль в собственности. Потом его самому продать по максимальной цене», — комментирует ситуацию генеральный директор «Евро Лизинг» Роман Иваненко.
БАНКИ ВЕРНУТ СВОЕ
Если кто-то теряет, то обязательно, кто-то другой от этого выигрывает. После того, как весной 2008 года Нацбанк ограничил операции с легковыми автомобилями (в части оплаты нулевого первичного финансового взноса, резервирования капитала под повышение ставок на рынке), сразу же отношения автодилеров и потребителей к лизингу изменилось... «Это объясняется тем, что лизингодатели не являются объектом регулирования НБУ. И поэтому компании, которые работают в лизинге, могут принимать те решения, которые разрешает наш риск-менеджмент», — рассказывает председатель Ассоциации «Украинское объединение лизингодателей» Татьяна Саусь. По ее словам, в результате всего этого рынок автолизинга в 2008 году возрос на 50%, в то время как, по данными AUTO-Consulting, объемы продаж автодилеров упали на 30—40%.
Неприятности в банковском секторе действительно пошли в пользу украинскому автолизингу, но он развивается медленно, считают эксперты. Так, по словам заместителя директора Департамента надзора за финансовыми компаниями Госфинуслуг Ирины Соколовой, из зарегистрированных 195 лизинговых компаний реально работает только 97 компаний. «С этих 97 лизинговых компаний 71 работает в транспортной сфере (легковые и не легковые автомобили. — Авт.). Причем на конец второго квартала 2008 года по транспорту эти компаний имеют портфель в объеме 12,3 миллиарда гривен», — говорит она.
В общем объеме автопродаж это совершено небольшие цифры, говорят опрошенные «Днем» автоэксперты. Рынок автолизинга буде развиваться за счет мировых компаний, которые придут работать на украинский рынок, и будет нуждаться не в одном автомобиле, а в нескольких с максимальным комплексом услуг к ним. Лидерские позиции они оставляют за автокредитованием, которое сейчас действительно немного затормозилось. Но стоить финансовой ситуации улучшиться, оно снова возобновиться, ведь потребительский спрос будет только расти.