Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства (Минрегион) рассчитывает получить рекордную сумму из государственного бюджета в будущем году на потребности отрасли. Об этом заявил глава министерства Анатолий Близнюк. «На 2013 год мы дали запрос на 41 миллиард гривен», — сказал он. Впрочем, понимая заоблочность своей просьбы, министр сразу прибавил: «Я понимаю, что их (41 миллиард гривен) не будет, сразу об этом говорю. Но есть законодательная база, в которой написано, что я, как министр, должен сделать, и я говорю, давайте мы сделаем перечень того, что мы должны сделать, сколько это сейчас стоит. Это все объединено и представлено в качестве бюджетного запроса».
По словам главы Минрегиона, в частности, расходы на реализацию госпрограмм доступного жилья в будущем году, согласно бюджетному запросу министерства, заявлены на уровне 2 миллиардов гривен против нынешних 1 миллиарда гривен.
Напомнил министр и о необходимости делать глубокую модернизацию систем жизнеобеспечения, в частности, начинать с установления счетчиков. «В среднем по Украине предприятия теплокоммунэнерго обеспечены средствами технологического учета отпущенного тепла на 72%. В Донецкой области — 68,8%. Причем 6 областей укомплектовали теплогенерирующие мощности счетчиками полностью. Однако есть и аутсайдеры. Крайне низкий процент обеспечения средствами учета в Луганской области — 23,7%, необходимо установить еще 229 средств учета», — сказал Близнюк.
А ключевым вопросом, по мнению министра, для экономии ресурсов в сфере теплоснабжения является проведение энергоаудита. «Есть области, которые игнорировали это важное мероприятие, значительная часть провела его не для всех объектов. В Донецкой области энергоаудит проведен на 7 из 13 предприятий коммунальной теплоэнергетики, в Луганской — лишь на 3 из 17. О каком энергосбережении можно говорить, если нет точных сведений ни сколько тепла выработано, ни сколько, а главное, где именно, оно потеряно», — отчитался о невыполнении данных им поручений регионами министр.
Поэтому планов по подъему отрасли в отраслевом министерстве немало. Но, чтобы сказать, что они уж совсем кардинально отличаются от заявленных в прошлом, позапрошлом и так далее годах нельзя. В чем причина, что ЖКХ и дальше продолжает висеть на шее государства? Об этом «День» спросил экспертов.
КОММЕНТАРИИ
«СПАСАТЬ КОММУНАЛЬНУЮ СФЕРУ ДОЛЖЕН ЧАСТНЫЙ ИНВЕСТОР, А НЕ БЮДЖЕТ ЛАТАНИЕМ ДЫР»
Алексей КУЧЕРЕНКО, экс-министр ЖКХ (правительство Тимошенко):
— Просить можно сколько угодно, но как показала практика, дают мало. 41 миллиард гривен не дадут из бюджета, потому что отраслевое лобби слабое, а на бюджетный пирог найдутся много других, более сильных желающих. Поэтому я считаю, что это не более чем предвыборный лозунг. Спасать ЖКХ должен частный инвестор, а не бюджет латанием дыр. Сегодня отрасль в долгах, как в шелках. Почему? С одной стороны, она выживает только за счет бюджетного финансирования, потому что накапливаются огромные долги теплокоммунэнерго перед газовиками. Причем люди платят за потребленные услуги, но эти оплаченные средства идут на плановые ремонты теплосетей, ведь инвестиций нет, а коммунальные тарифы не покрывают расходы. Поэтому НАК «Нафтогаз України» за всех расплачивается за газ перед Россией. А средства на это все должны были бы принести инвесторы. Однако реформа для их привлечения тормозится. Инвесторам нужна полная прозрачность коммунальных тарифов, государственная регуляция тарифов и стимулы для вкладывания средств. Ни одно из этих условий не выполнено. Вопрос номер один — тарифы. Речь даже не идет об их поднятии. Нужно сделать их прозрачными, чтобы в них не закладывались лексусы и прочее, а только объективные реальные производственные расходы. Второй момент — появление эффективного собственника в домах. Возьмем для примера столицу. Недавно глава КГГА Александр Попов отчитался, что программа по созданию ОСМД в Киеве выполнена на 1,7%. То есть программу полностью провалили. А нет ОСМД — значит, нет эффективного собственника, счетчика, реформы... Чтобы поднять ЖКХ нужно вложить 27 миллиардов гривен в течение 5 лет.
«ЧТОБЫ ПОДДЕРЖИВАТЬ В РАБОЧЕМ СОСТОЯНИИ ОТРАСЛЬ, НУЖНО ОТ 3 ДО 8-10 МИЛЛИАРДОВ ГРИВЕН ИЗ БЮДЖЕТА»
Павел КАЧУР, экс-министр строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины:
— Общая инвестиционная политика в стране не способствует приходу внешних инвестиций. Жилищно-коммунальный сектор — не исключение. Тем более, что риски инвестирования в него усиливает несовершенное законодательство, популизм тарифного вопроса. Поэтому вряд ли и в этом году серьезные средства инвесторов пойдут в эту сферу. Впрочем, если кто-то думает, что только бюджетные дотации смогут удержать и дальше отрасль ЖКХ на плаву — они ошибаются. Все закончится исключительно одним — дерибаном бюджетных денег и откатами, а не результативной работой отрасли. А разговоры о 41 миллиарде гривен скорее напоминают фантастику, чем реальность. На этот год просили 27 миллиардов, дали 500 миллионов, а реально используют около 300 миллионов. Чтобы поддерживать в рабочем состоянии ЖКХ нужно от 3 до 8—10 миллиардов гривен из бюджета. Все понимают, что эти деньги в бюджете с каждым годом все труднее найти. Поэтому нужно создать благоприятные условия для инвестиций, то есть перестать уничтожать украинский и запугивать иностранный бизнес. Пока еще такие успокоительные для инвесторов шаги не вижу. А они очень простые. Основное условие привлечения инвестиций в теплоснабжение — создание альтернативы поставок тепла на рынке услуг. Сегодня в городах теплокоммунэнерго — это монополисты, господствующее положение которых нужно разрушать и пускать на рынок конкурентов. Сфера водоснабжения нуждается в применении публичного государственного партнерства. В сфере благоустройства и уборки территорий также следует расширять конкуренцию за счет новых участников рынка. И последнее — создание ОСМД, но они должны помогать в реформировании, а не руководить им.