Одним из главных тезисов как самого новоизбранного Президента Украины, так и его ближайших соратников выступает обещание отделить собственность от власти, бизнес от политики. Следовательно, олигархической системы в Украине больше не будет, т.к. по определению олигархия — это финансовый капитал, сросшийся с властью.
Ни для кого не секрет, что в Украине сложилась олигархическая (по определению неоклассиков) или монополистическая (в терминах марксизма) модель экономики. Как известно, она опирается на слияние капитала и власти, на монополизацию рынков и отраслей, на пресловутые коррупцию и право силы. Менее очевидно то, что такими же неотъемлемыми, базовыми элементами этой системы являются низкий уровень реальных доходов населения и перманентный рост цен. Первое из этих условий необходимо для реализации экспортоориентированной модели экономического роста, а инфляция — это классический эффективный механизм перераспределения капиталов и прибылей от мелких к крупным субъектам экономики. В этом смысле неравномерная инфляция противоположна грамотной бюджетной политике, которая сглаживает разрыв доходов разных слоев населения.
Несмотря на указанные недостатки существующей системы, на ее счету и очевидные достижения — очень высокие по мировым стандартам темпы роста экономики, финансовая и монетарная стабильность, в более широком плане — выход из катастрофического упадка начала 90-х годов. Мне не известно о том, чтобы кто-то поднял и вопрос о переоценке роли, которую в экономическом развитии Украины играл и продолжает играть огромный теневой сектор. В нем, например, люди получают более достойную зарплату, формируется «средний класс», а предприятия в условиях неадекватной налоговой политики могут выживать и развиваться. Наверняка часть нашего официального роста связана не с фактическим ростом валового производства, а с выходом его из тени. Да и введение в свое время единого налога можно рассматривать как «сделку» между ранее работавшими в тени мелкими предпринимателями, получившими возможность спать спокойно, и государством, которое стало получать от них хотя бы какой- то небольшой, но стабильный налог. Хотелось бы надеяться, что затронутый парадокс «нелегального развития» еще станет предметом размышлений и дискуссий.
И тем не менее, очевидно, что принципы и методы отечественного экономического прогресса нездоровы и ущербны по своей сути. В последние месяцы этот тезис был озвучен очень четко. Поэтому прозвучало обещание показать Украине новое, демократичное лицо власти, которая будет осуществлять экономическую политику на качественно иной основе.
Чтобы спрогнозировать характер будущего экономического устройства Украины, следует учесть две позиции. Первая заключается в том, что приоритетными и первоочередными направлениями действий команды новоизбранного президента были названы борьба с коррупцией, нормализация налогового поля и отношений «власть- бизнес», увеличение полномочий местных органов власти, возобновление евроинтеграционного курса. Вторая основывается на том, что идя к власти, Виктор Ющенко опирался на экономическую поддержку не крупных олигархов, а представителей среднего и малого, часто регионального бизнеса. Люди из его команды олицетворяют именно этот слой общества, сформировавшийся средний класс. Исходя из этого можно утверждать, что «базисной» трансформацией украинской экономической модели станет переход от олигархической системы доминирования финансово-промышленных групп к социальной (несмотря на дискредитацию этого слова) модели развития внутреннего рынка, ориентирующейся на рост совокупного внутреннего спроса.
Здесь мы можем позаимствовать опыт стран послевоенной Западной Европы. Ими был использован кейнсианский тезис о том, что перераспределение дохода способствует увеличению агрегированного спроса. Иными словами, важным элементом формирования емкого внутреннего рынка и повышения потребительского спроса выступает усиление перераспределительного механизма — т.е. фискальная политика, построенная на основе увеличения доли доходов бюджета в ВВП. В Украине сегодня соответствующий показатель составляет 28,5%, что намного ниже уровня развитых стран: в США через бюджет перераспределяется треть валового продукта, в европейских государствах — до 60%. Очевидно, что рост этой величины будет происходить за счет детенизации и переформатирования налогового поля, причем не только для среднего, но и для крупного бизнеса: декларирование одной из крупнейших отечественных ФПГ валовой годовой прибыли в размере 5 млн. гривен должно стать событием из ряда вон выходящим.
Понятно, что наш сдвиг от ориентированной на экспорт модели экономического роста к развитию путем формирования емкого внутреннего рынка будет иметь определенные особенности. Исходная и главная из них заключается в том, что сколько- нибудь существенного передела собственности не будет: это путь конфронтационный, затратный и в наших политических условиях контрпродуктивный. Поэтому продолжится рост в работающих на экспорт сырьевых отраслях и машиностроении, не заинтересованных в увеличении издержек на зарплату. А «потребительский» сектор, ориентирующийся на снижение рентабельности и оптимизацию себестоимости в сторону реального роста оплаты труда для стимулирования внутреннего спроса, будет развиваться опережающими темпами не «вместо», а «в дополнение к» этим отраслям. Спустя несколько лет он должен занять приоритетное место в экономике.
В качестве отступления уместно отметить, что похожей идеологией в свое время воспользовался Китай. В процессе формирования рыночной системы он отказался от проведения широкомасштабной приватизации, вместо этого разрешив частному капиталу открывать новые предприятия, которые бы конкурировали с государственными. Таким образом он избежал переходного спада и добился феноменальных успехов.
Центральным чувствительным местом вышеописанного процесса станет поиск баланса между ориентированным на экспорт производством, дающим возможность поддерживать высокие темпы экономического роста и монетарно-фискальную стабильность, и развитием «производства для себя», связанного с ростом социального благосостояния граждан. Эти две сферы могут оказаться достаточно изолированными друг от друга, в определенном смысле двумя (полу)экономиками в одном государстве, результатом чего получим дифференциацию доходов людей в зависимости от их занятости в первой или во второй сфере. Последняя, учитывая географию размещения производственных мощностей, в течение, скажем, десятилетия таких преобразований способна привести к акцентуации проблемы разрыва в уровнях развития разных регионов Украины. Этот разрыв, впрочем, может оказаться не настолько острым, как в сегодняшних Германии, Италии или том же Китае. Также, вопрос выравнивания доходов регионов становится приоритетным только после достижения экономикой государства определенного качества развития, поэтому само его возникновение в Украине будет признаком выхода украинской экономики на достойный, сравнимый с европейским уровень.
Пока этого не произошло, сделаю несколько более краткосрочных оптимистичных прогнозов. Прежде всего, в наступившем году нас ожидает стабилизация цен вследствие очень умеренной инфляции, выполняющей здоровую стимулирующую роль. Дело не только в частичном «откате» цен до предвыборного уровня. Поскольку первую скрипку в ориентированной на спрос экономике играет средний и малый бизнес, будет происходить децентрализация капитала, которой способствует не увеличение, а снижение цен. Кроме того, усиление слабой на сегодня конкурентной среды само по себе заставит производителей контролировать рост цен и снижать норму прибыли. Этому дополнительно посодействуют макроэкономическая стабилизация, вступление через год в ВТО и ослабление налогового прессинга. Также следует ожидать существенного повышения регулирующей роли Антимонопольного комитета, который сегодня не имеет таких жестких рычагов влияния на поведение рыночных субъектов, как аналогичные организации в развитых странах.
И второе. Полукризисная экономическая ситуация в период выборов президента Украины привела, среди прочего, к оттоку средств из банковской системы. В результате выросли депозитные и кредитные ставки. Этот «откат» банковских процентов в первое время отрицательно повлияет на деловую активность малого и среднего бизнеса. Поэтому первое полугодие наступившего года уйдет на постреволюционную стабилизацию и «подготовительные работы», а после летних отпусков качественная трансформация украинской экономики приобретет ощутимый динамизм.