Тема борьбы с теневой экономикой, которая в Украине всегда была актуальной, сегодня приобретает чрезвычайную остроту. Об этом, в частности, речь шла на апрельской пресс-конференции главы ГНА Анатолия Брезвина, которая произвела впечатление взрыва. Главный налоговик с фактами в руках доказал, что бюджет теряет миллиарды гривен, которые преступным путем «зарабатывают» теневые дельцы, используя разнообразные схемы уклонения от налогообложения. Учитывая значительный общественный интерес к проблемам борьбы с теневым бизнесом, мы решили вернуться к этой теме.
— Практически еженедельно выплывает информация о разоблачении очередного конвертационного центра, подпольного производства и тому подобное. Создается впечатление, что теневая экономика в Украине имеет значительные объемы...
— Реальные масштабы теневой экономики оценить непросто. Национальный банк Украины дает одни цифры, Госфинмониторинг — другие, Министерство экономики Украины — третьи. Независимые аналитики имеют свои данные. Но всем известно, что теневая экономика — это сфера деятельности, направленная на получение сверхприбылей, скрытых от налогообложения или вообще преступного происхождения.
Одним из системных решений этой проблемы является принятие Налогового кодекса, который создаст прозрачную систему администрирования налогов, даст возможность однозначно трактовать налоговое законодательство.
В то же время нельзя пренебрегать и борьбой с этим явлением силами правоохранительных органов. Ведь даже при самом лучшем, самом либеральном законодательстве найдутся люди, которым законных доходов будет не хватать. Потакание им может привести к разрушительным последствиям. Поэтому налоговые органы сегодня ведут бескомпромиссную борьбу против нарушителей закона. С начала 2007 года обнаружено уже более 100 конвертационных центров, через которые было проведено 5,4 миллиарда гривен. Установлены тысячи реально действующих предприятий, пользовавшихся услугами таких центров. Кроме того, обнаружены схемы незаконного вывода за границу валюты (в эквиваленте 4,5 миллиарда гривен).
Хочу заметить, что результаты борьбы налоговой службы с теневой экономикой — это не просто арифметика. Они напрямую связаны с благосостоянием пенсионеров, обеспеченностью инвалидов, учителей, врачей — всех, перед кем государство имеет обязательства. Преступления, разоблаченные в сфере налогообложения, ярко свидетельствуют о том, какие огромные суммы недополучает бюджет вследствие деятельности такого рода теневых дельцов. Поэтому мы объявляем псевдобизнесменам войну.
— Вы сказали о схемах незаконного выведения валюты за границу. Можно ли описать их механизм?
— В поле зрения нашего подразделения по борьбе с отмыванием грязных средств попали некоторые банки, через счета которых вытекают за границу миллиарды долларов. Причем, это средства, скрытые от налогообложения, благодаря чему, как вы сами понимаете, бюджет Украины терпит огромные потери.
Когда мы начали серьезно заниматься этим вопросом, выяснилось, что мы имеем дело с хорошо организованными центрами, оказывавшими так называемые услуги по безпроблемному выводу средств за границу. В их состав входят и торговцы ценными бумагами, и банальные транзитные и фиктивные фирмы, и даже предприятия, зарегистрированные в других странах.
Схема выглядит так. Компания-нерезидент ввозит на территорию Украины небольшую инвестицию. Сумма, как правило, составляет несколько тысяч долларов. Далее, путем купли-продажи ценных бумаг, по принципу «за дешево купил — за дорого продал» компания-нерезидент наращивает инвестиционную прибыль до сотен миллионов долларов. Более того, при помощи решений отдельных судей злоумышленники получают право не выплачивать обязательный сбор в Пенсионный фонд Украины при приобретении валюты. Как следствие, в прошлом году не было уплачено в Пенсионный фонд 617 миллионов гривен.
— Какие банки задействованы в схемах вывоза валюты из Украины?
— На сегодняшний день мы знаем, что к этому причастны около 10 украинских банков. Это так называемые середнячки, которые не имеют никакого отношения к солидным системным банкам, занимающимся оказанием классических банковских услуг. На данное время мы собираем и анализируем эту информацию. И поверьте, это только начало.
— Какие схемы являются наиболее распространенными среди «бизнесменов», пытающихся работать в теневом секторе экономики?
— Я бы их разделил на четыре группы. Во-первых, это использование фиктивных фирм с целью банального уменьшения сумм налогов, которые необходимо уплатить в бюджет. Во-вторых, проведение псевдоэкспортных операций с целью незаконного получения из бюджета компенсации налога на добавленную стоимость. В- третьих, проведение импортных операций по заниженным ценам с целью неуплаты НДС и других платежей при растаможивании. В-четвертых, незаконное выведение капиталов за границу, о чем я уже рассказывал.
— Какие регионы, на ваш взгляд, являются самыми криминализированными с точки зрения распространения теневого бизнеса?
— Активность так называемых дельцов теневой экономики не зависит от расположения на географической карте. Речь идет о получении экономической выгоды от своей деятельности. Поэтому, конечно, наибольшие теневые операции проводятся в тех регионах, где существует значительный экономический потенциал.
— Не следует ли начинать борьбу с теневой экономикой именно с усовершенствования законодательства?
— Действительно. Многие аспекты борьбы с отмыванием грязных средств еще не до конца урегулированы, в том числе и в банковской сфере. Некоторые руководители финансовых учреждений прикрываются банковской тайной и исповедуют философию «моя хата с краю», тем самым давая возможность своим «клиентам» уклоняться от уплаты налогов. В США, например, если гражданин снимает с банковского счета больше 10 тысяч долларов, это сразу становится известно и налоговой службе, и финансовой разведке, и полиции. И ни у кого не возникает никаких вопросов. Потому что это вполне нормально, когда государство контролирует подозрительные операции. Тем более таково прямое требование международной организации по борьбе с отмыванием грязных средств ФАТФ. Кстати, не все рекомендации этой влиятельной организации имплементированы в национальное украинское законодательство. (Соответствующий законопроект подан Госфинмониторингом в парламент, и на сегодняшний день направлен на повторное первое чтение). Мы надеемся, что у народных депутатов будет достаточно времени и желания, чтобы рассмотреть и окончательно принять этот чрезвычайно необходимый документ.
— Мы с вами все время говорим о жестких мерах, направленных на борьбу с тенью. Но ведь нужен и так называемый пряник, то есть экономический стимул к добровольному выходу предпринимателей из тени. Так когда же будет проведена налоговая амнистия? И приведет ли она, на ваш взгляд, к выходу экономики из тени?
— Проект закона о легализации доходов, из которых не уплачены налоги, уже согласован со всеми министерствами и ведомствами. 16 апреля на правительственном комитете под председательством первого вице-премьер-министра Николая Азарова было принято решение о выносе этого законопроекта вместе с Налоговым кодексом на рассмотрение Кабмина. После одобрения правительством он будет послан в парламент.
Что касается выхода экономики из тени, то я хочу подчеркнуть то, что налоговая амнистия — это только один из инструментов решения этой проблемы. Но далеко не последний! Конечно, мы возлагаем большие надежды на налоговую амнистию. Это, по вашей терминологии, очень вкусный «пряник». Ведь у нас есть бизнесмены, владеющие значительными средствами и имуществом, из которых несвоевременно или не в полном объеме были уплачены налоги. И здесь государство дает им возможность всего за три процента от общей стоимости узаконить все доходы! При этом еще и предоставляет выписанные в Законе гарантии относительно их неприкосновенности по этим вопросам. Это также, на мой взгляд, приведет к улучшению налоговой морали нашего общества и росту добровольной составляющей в налоговых поступлениях в государственный бюджет.