Государственная таможенная служба за январь— февраль увеличила свой вклад в бюджет в 1,7 раза. «В мире сложилась тенденция, что в бюджет треть доходов дает таможня, остальное — налоговая. Наша таможня в феврале установила рекорд», — говорит премьер-министр Юлия Тимошенко. Учитывая это достижение, таможенное ведомство получило новое задание: увеличить ежедневные отчисления до 500 миллионов гривен, а ежемесячные — до 10 миллиардов.
Украинские импортеры таким заявлениям не радуются и предупреждают: запрещение векселей сегодня помогает залатать бюджетные дыры, однако вскоре может создать серьезную угрозу для страны. Правительство, на взгляд промышленников, рубит сук, на котором сидит, потому что отмена векселей и переход на «живые расчеты» вымывает оборотные средства с предприятий, а следовательно — постепенно подрывает экономику предприятий и всего государства.
По словам главы совета Федерации работодателей Украины Бориса Райкова, за два первых месяца 2008 года у предприятий изъяли почти два миллиарда гривен. И никто не даст гарантии, что НДС им вернут вовремя (сегодня этот процесс продолжается по меньшей мере шесть месяцев). «Таможня рапортует об увеличении сборов и платежей, но ведь не такой же ценой», — возмущается он.
Как влияет запрещение на производство рассказал заместитель директора одного из крупнейших судостроительных предприятий Украины «Дамен Шипярдс Океан» Геннадий Манжос. По его словам, при строительстве только одного полнокомплектного судна из-за отмены вексельных расчетов при импорте теряется около миллиона гривен. Об угрозе убытков в будущем говорит и генеральный директор ООО «Харьковский завод подъемно- транспортного оборудования» Леонид Янов. возглавляемое им предприятие сегодня имеет неплохие экономические показатели, и нехватка изъятых денег почувствует через 4—5 месяцев. А что потом?
Об одном из возможных вариантов для своего предприятия рассказал глава правления ОАО «Укрпластик» Александр Галкин: компания не может растаможить приобретенное сырье из- за отсутствия денег, созданного несвоевременным возвратом НДС. Чтобы решить проблему, придется прибегать к банковским кредитам, которые даже при наличии дружеских отношений с банком удается получить под 15,5% годовых. «В течение года мы должны заплатить 97,1 миллиона НДС. Учтя же годовую ставку по банковскому кредиту на увеличение оборотных средств, мы дополнительно израсходуем восемь миллионов гривен», — объясняет он. В доверительном разговоре с «Днем» другие экспортеры также говорили о банковских кредитах, но вряд ли все имеют дружеские отношения с банкирами.
Защитников вексельного табу среди экспортеров нет. Новый метод, как кажется, идет на пользу бюджету, но на практике обнаруживает свое несовершенство, признается глава наблюдательного совета ООО «Цунами» Владимир Вдовенко. Такую методику, на взгляд специалиста, нужно дополнять и желательно умными, рациональными предложениями. «Два года назад работало требование об оформлении векселей только для производителей», — говорит заместитель директора по экономике и финансам ОАО «СКФ Украина» Юрий Довгун. Почему его сломали в 2005 году?
Чтобы об угрозах для производителей-импортеров услышали на высоких правительственных уровнях, Федерация работодателей Украины уже во второй раз анонсировала открытое обращение к Президенту, премьер-министру, главе Верховной Рады и секретарю СНБО. Пока что ответ не получен. Его заменило заявление руководителя Минфина Виктора Пинзеника: «Что касается неденежных форм расчетов, то позиция Минфина заключается в том, чтобы поддержать Государственную таможенную службу. Мы готовы реагировать на проблему с возмещением НДС, но страна должна переходить не на виртуальные, а на денежные расчеты. То есть: платите деньги на границе — мы готовы реагировать через возмещение НДС».