Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Россия захватывает Азовское море

стягивая военный флот и обанкрочивая порты
15 августа, 2018 - 19:13
ФОТО АЛИНЫ КОМАРОВОЙ

После завершения строительства Россией Керченского моста началась гибридная блокада Азовского моря и его портов. Прежде всего, сам мост является барьером для крупных судов.  По состоянию на июнь 2018 года, более 144 контейнеровозов отказались от использования портов в Мариуполе и Бердянске, потому что не могут проходить под мостом. Второй фактор — рейды Пограничных войск ФСБ России, которые на скоростных катерах останавливают суда, направляющиеся в украинские порты.

Уже более трех месяцев российские пограничники тщательно  проверяют суда, направляющиеся в украинские порты на побережье Азовского моря или из них. Можно даже сказать, что проверяют слишком тщательно —  суда вынуждены терять дополнительные десятки часов.

«Сначала суда ждут разрешения на проход через Керченский пролив в Азовское море. И если из Азовского в Черное море идет караван, то все, кому нужно в Азовское, ждут. Потом уже в море судно останавливает катер или корабль береговой охраны. Могут остановить то же судно и на обратном пути. И в конечном итоге, нужно ждать разрешения на проход по Керченскому проливу в Черное море», — рассказывает председатель наблюдательного совета фонда «Майдан иностранных дел» Андрей КЛИМЕНКО.

По данным мониторинга, длительность задержки сильно растет. «Средняя задержка за июль составляет более суток, в то время как обычно это продолжалось 2-4 часа. А в третьей декаде июня длительность задержки составляла почти 33 часа. Максимальное время ожидания — 55 часов, то есть двое с половиной суток. Стояли все без исключения 62 судна, направлявшиеся в украинские порты Азовского моря», — обнародовал данные Клименко.

Дедвейт судов, идущих в эти порты, — 8—15 тыс. тонн. Время простоя обходится в 4—5 тыс. долларов, что уменьшает привлекательность региона для судовладельцев. Ведь перевести эти расходы на грузоотправителей они не могут — простой судов происходит не в порту из-за того, что груз не подвезли или не загрузили вовремя, а в море.

Россия объясняла это мерами безопасности из-за проведения военно-морских учений и пообещала, что они будут продолжаться только до осени.

Но есть и другое объяснение — это ответ на задержку украинскими пограничниками 25 марта зарегистрированного в аннексированном Россией Крыму судна «Норд».

На Азовском море у Украины только два порта — Мариупольский и Бердянский. В то время как непосредственно на побережье Черного моря есть так называемые порты Большой Одессы (Одесский, Черноморский и Южный), Очаковский и Скадовский порты, с морем также связаны каналами Херсон и Николаев. Однако это не значит, что грузы, идущие сейчас через азовские порты, можно легко направить на порты черноморские. Ведь логистика в таком случае становится дороже, за каждую тонну придется доплатить несколько долларов, а это отражается на конкурентоспособности производителя. Хотя такой вариант исключать нельзя — скажем, Мариупольский металлургических комбинат имени Ильича, входящий в холдинг «Метинвест», из-за ограничений по высоте судов, появившихся после открытия керченского моста, направил чугун из Мариуполя в черноморские порты.

Главное же — при худшем сценарии на железную дорогу, возможности которой ограничены, должно тогда перейти десяток миллионов грузов (причем для Мариуполя «узким перешейком» является станция Камыш-Заря-Волноваха). В прошлом году Мариупольский морской торговый порт перегрузил более чем 6,5 млн тонн, Бердянский — около 2,4 млн. тонн. Поэтому под угрозой оказываются металлурги, аграрии и другие грузоотправители, которые экспортируют товары и получают через порты сырье. Собственно, большинство грузов, идущих через эти два порта, — это экспорт: из почти 9 млн тонн на экспорт в прошлом году пошло приблизительно 7,5 млн тонн.

Собственно говоря, пока логистика не меняется из-за того, что судовладельцы все же готовы нести дополнительные расходы и даже не увеличивать фрахтовую ставку, чтобы не потерять постоянных клиентов — на рынке сильная конкуренция. К тому же, очевидно, есть надежда, что меры со стороны России временные и осенью ситуация изменится к лучшему.

Впрочем, даже если так и будет, теперь уже никто не имеет гарантий, сколько будет продолжаться «перемирие» и каким будет следующий шаг со стороны россиян. Бизнесу же нужна стабильность, и судовладелец должен понимать, когда он сможет взять следующий груз.

Министр инфраструктуры Владимир ОМЕЛЬЯН убежден, что Россия стремится дестабилизировать ситуацию в азовском регионе в Украине. «Мы работаем с нашими партнерами, чтобы аналогичные санкции были введены против российских черноморских портов», — заявил он. Администрация морских портов Украины фиксирует задержки и передает информацию Министерству инфраструктуры и Министерству иностранных дел. Украина уже обратился к ОБСЕ с просьбой включить в обязанности наблюдательной миссии фиксирование нарушений не только на суше, но и в территориальных водах Украины. Страна подсчитывает свои убытки, чтобы добиться в международных судах компенсации от РФ. Здесь и убытки от аннексии Крыма, и убытки от строительства моста через Керченский пролив, который не позволяет проходить крупным судам.

Впрочем, что касается проверок российскими пограничниками, то здесь есть свои нюансы. Как объяснили, в частности, в Государственной пограничной службе Украины, досмотры в Азовском море предусмотрены договором об Азовском море от 2004 года. Здесь нет нейтральных вод, это внутреннее море двух государств. Украинские пограничники могли бы так же проверять те суда, которые идут в российские порта (Азов, Ростов-на-Дону и др.), но, очевидно, боятся ухудшить ситуацию.

Следовательно, статус Азовского моря необходимо пересмотреть. В парламенте уже зарегистрирован законопроект «О денонсации Договора между Украиной и Российской Федерацией о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива».

Кроме того, как отмечает партнер Международной юридической службы Interlegal Артур НИЦЕВИЧ, правонарушением является приостановка прохода в международном проливе. А в Керченском проливе действует именно режим полной свободы судоходства для гражданских судов и военных кораблей Украины и России (военные корабли других стран могут зайти только с разрешения одной из сторон, если это согласовано со второй стороной). Кроме того, специалисты советуют в судах добиваться признания незаконной деятельность госпредприятия «Лоцман-Крым», которое пользуется материальной базой,  незаконно доставшейся ему от Украины, и теперь осуществляет проводку судов.

Решение вопроса в судах, к сожалению, заберет еще немало времени. Параллельно следует усиливать украинский военный флот. Его сегодня явно недостаточно, причем именно азовский участок «прикрыть» сильнее особо никто не пытается. Но опять же, это вопрос времени.

Андрей МУРАВСКИЙ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ