После завершения строительства Россией Керченского моста началась гибридная блокада Азовского моря и его портов. Прежде всего, сам мост является барьером для крупных судов. По состоянию на июнь 2018 года, более 144 контейнеровозов отказались от использования портов в Мариуполе и Бердянске, потому что не могут проходить под мостом. Второй фактор — рейды Пограничных войск ФСБ России, которые на скоростных катерах останавливают суда, направляющиеся в украинские порты.
Уже более трех месяцев российские пограничники тщательно проверяют суда, направляющиеся в украинские порты на побережье Азовского моря или из них. Можно даже сказать, что проверяют слишком тщательно — суда вынуждены терять дополнительные десятки часов.
«Сначала суда ждут разрешения на проход через Керченский пролив в Азовское море. И если из Азовского в Черное море идет караван, то все, кому нужно в Азовское, ждут. Потом уже в море судно останавливает катер или корабль береговой охраны. Могут остановить то же судно и на обратном пути. И в конечном итоге, нужно ждать разрешения на проход по Керченскому проливу в Черное море», — рассказывает председатель наблюдательного совета фонда «Майдан иностранных дел» Андрей КЛИМЕНКО.
По данным мониторинга, длительность задержки сильно растет. «Средняя задержка за июль составляет более суток, в то время как обычно это продолжалось 2-4 часа. А в третьей декаде июня длительность задержки составляла почти 33 часа. Максимальное время ожидания — 55 часов, то есть двое с половиной суток. Стояли все без исключения 62 судна, направлявшиеся в украинские порты Азовского моря», — обнародовал данные Клименко.
Дедвейт судов, идущих в эти порты, — 8—15 тыс. тонн. Время простоя обходится в 4—5 тыс. долларов, что уменьшает привлекательность региона для судовладельцев. Ведь перевести эти расходы на грузоотправителей они не могут — простой судов происходит не в порту из-за того, что груз не подвезли или не загрузили вовремя, а в море.
Россия объясняла это мерами безопасности из-за проведения военно-морских учений и пообещала, что они будут продолжаться только до осени.
Но есть и другое объяснение — это ответ на задержку украинскими пограничниками 25 марта зарегистрированного в аннексированном Россией Крыму судна «Норд».
На Азовском море у Украины только два порта — Мариупольский и Бердянский. В то время как непосредственно на побережье Черного моря есть так называемые порты Большой Одессы (Одесский, Черноморский и Южный), Очаковский и Скадовский порты, с морем также связаны каналами Херсон и Николаев. Однако это не значит, что грузы, идущие сейчас через азовские порты, можно легко направить на порты черноморские. Ведь логистика в таком случае становится дороже, за каждую тонну придется доплатить несколько долларов, а это отражается на конкурентоспособности производителя. Хотя такой вариант исключать нельзя — скажем, Мариупольский металлургических комбинат имени Ильича, входящий в холдинг «Метинвест», из-за ограничений по высоте судов, появившихся после открытия керченского моста, направил чугун из Мариуполя в черноморские порты.
Главное же — при худшем сценарии на железную дорогу, возможности которой ограничены, должно тогда перейти десяток миллионов грузов (причем для Мариуполя «узким перешейком» является станция Камыш-Заря-Волноваха). В прошлом году Мариупольский морской торговый порт перегрузил более чем 6,5 млн тонн, Бердянский — около 2,4 млн. тонн. Поэтому под угрозой оказываются металлурги, аграрии и другие грузоотправители, которые экспортируют товары и получают через порты сырье. Собственно, большинство грузов, идущих через эти два порта, — это экспорт: из почти 9 млн тонн на экспорт в прошлом году пошло приблизительно 7,5 млн тонн.
Собственно говоря, пока логистика не меняется из-за того, что судовладельцы все же готовы нести дополнительные расходы и даже не увеличивать фрахтовую ставку, чтобы не потерять постоянных клиентов — на рынке сильная конкуренция. К тому же, очевидно, есть надежда, что меры со стороны России временные и осенью ситуация изменится к лучшему.
Впрочем, даже если так и будет, теперь уже никто не имеет гарантий, сколько будет продолжаться «перемирие» и каким будет следующий шаг со стороны россиян. Бизнесу же нужна стабильность, и судовладелец должен понимать, когда он сможет взять следующий груз.
Министр инфраструктуры Владимир ОМЕЛЬЯН убежден, что Россия стремится дестабилизировать ситуацию в азовском регионе в Украине. «Мы работаем с нашими партнерами, чтобы аналогичные санкции были введены против российских черноморских портов», — заявил он. Администрация морских портов Украины фиксирует задержки и передает информацию Министерству инфраструктуры и Министерству иностранных дел. Украина уже обратился к ОБСЕ с просьбой включить в обязанности наблюдательной миссии фиксирование нарушений не только на суше, но и в территориальных водах Украины. Страна подсчитывает свои убытки, чтобы добиться в международных судах компенсации от РФ. Здесь и убытки от аннексии Крыма, и убытки от строительства моста через Керченский пролив, который не позволяет проходить крупным судам.
Впрочем, что касается проверок российскими пограничниками, то здесь есть свои нюансы. Как объяснили, в частности, в Государственной пограничной службе Украины, досмотры в Азовском море предусмотрены договором об Азовском море от 2004 года. Здесь нет нейтральных вод, это внутреннее море двух государств. Украинские пограничники могли бы так же проверять те суда, которые идут в российские порта (Азов, Ростов-на-Дону и др.), но, очевидно, боятся ухудшить ситуацию.
Следовательно, статус Азовского моря необходимо пересмотреть. В парламенте уже зарегистрирован законопроект «О денонсации Договора между Украиной и Российской Федерацией о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива».
Кроме того, как отмечает партнер Международной юридической службы Interlegal Артур НИЦЕВИЧ, правонарушением является приостановка прохода в международном проливе. А в Керченском проливе действует именно режим полной свободы судоходства для гражданских судов и военных кораблей Украины и России (военные корабли других стран могут зайти только с разрешения одной из сторон, если это согласовано со второй стороной). Кроме того, специалисты советуют в судах добиваться признания незаконной деятельность госпредприятия «Лоцман-Крым», которое пользуется материальной базой, незаконно доставшейся ему от Украины, и теперь осуществляет проводку судов.
Решение вопроса в судах, к сожалению, заберет еще немало времени. Параллельно следует усиливать украинский военный флот. Его сегодня явно недостаточно, причем именно азовский участок «прикрыть» сильнее особо никто не пытается. Но опять же, это вопрос времени.