Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Без стереотипов

В Музее литературы представили Шевченковские чтения
14 ноября, 2007 - 18:48
«КОБЗАРЬ УЕХАЛ В ОТПУСК. ВИОЛОНЧЕЛЬ ЗВУЧИТ НЕ ТАК» / ФОТО ЕВГЕНИЯ БРУСЛИНОВСКОГО, Канев

Проблема неадекватного восприятия образа украинского классика нашими соотечественниками в литературоведческих кругах обсуждается уже давно. За образом самого великого из сынов Украины, борца и тому подобными патетическими характеристиками мы потеряли настоящий образ писателя. Абсолютно нивелировался, так сказать, собственно человеческий фактор. А впрочем, как вспоминали современники Тараса Григорьевича, он был известным в светских кругах поэтом-повесой и любимцем женщин. Это тоже нельзя оставлять вне внимания, претендуя на глубинное изучение биографии и творчества Т. Г. Шевченко. Так же, между прочим, произошло и с другими писателями. В частности, Василием Стусом, личность которого после получения Украиной независимости стала культовой.

Неправильный и не до конца честный образ Кобзаря вкладывается нам в сознание еще со школы. Развешенные портреты Шевченко и старательно выписанные на стенах и вышитые на рушниках цитаты из «Заповiта» вызывают флешбек — разве культ проводника всех пролетариев был не таким? Из Тараса Григорьевича делают икону, а потом говорят, что он этого не достоин и занимаются травлей. В то время как ни того, ни другого образ и творчество Шевченко не требуют. А понимания и адекватного прочтения им как раз и не хватает.

— Поколение глобализации и компьютеризации, опутанное паутиной Интернета, почти разучилось читать и сопереживать, — сетует писатель Борис Олийнык. — Существеннее всего это отразилось на трактовке жизнеописания и творчества Шевченко. Дальше «Реве та стогне», «Заповiт» и «Катерина» и стандартных стереотипов мы уже не продвигаемся. Даже университетские упражнения остались по отношению к Шевченко на уровне школьных клише. Нужно честно признать, что у нас все-таки есть привычка к крайностям: или захваливаем, или ругаем до одури. Но ведь Тарас Григорьевич со всеми своими позитивами и негативами был живым человеком. Он куда более убедителен в своей истинной гениальности, чем икона, писанная его самыми ловкими богомазами...

Шагом к новому и лишенному стереотипов пониманию писателя станут Шевченковские чтения, приуроченные к 200-летию со дня рождения поэта. Уже создана комиссия, в состав которой вошли представители разных творческих и национально настроенных организаций, а также посольств, аккредитованных в Украине. Организаторы надеются, что Шевченковские чтения охватят не только собственное литературное поле, а все виды искусства, в том числе кино и театр, и будут работать на распространение и утверждение украинского языка, и разъяснение для широкой общественности настоящего образа поэта.

Выступая на презентации Шевченковских чтений, Борис Олийнык предостерег от глобалистов, в частности потому, что «перед ними есть задача разрушить опорные величины нации и перенести Шевченко в парк скульптур вчерашних идолов»...

Возможно, предостережение Бориса Олийныка и актуально, но звучать оно должно не только перед его единомышленниками, а перед значительно более широкой аудиторией. Снова выплывает огромная проблема локальности подобных мероприятий, тогда как они нуждаются в общенациональной всеохватности. То, как донести подобные мероприятия к общественности и вызывать интерес к ним в массах, остается вопросом без ответа.

— Эти слова не должны звучать только перед нашими единомышленниками, — уверен глава Союза писателей Украины Владимир Яворивский. — Кроме того, нам нельзя подобные мероприятия заформализовывать: приехали, отпраздновали и поехали дальше. Нужно закладывать в бюджет деньги на проведение Шевченковских чтений и организовывать их на масштабном и высоком уровне... Возможно, нужно было бы сделать в правительстве чтения Шевченко раз в неделю. Для экономики это был бы огромный прорыв...

На открытии Шевченковских чтений присутствовал министр культуры и туризма Украины Юрий Богуцкий. Все реплики относительно бюджета были, естественно, адресованы ему как гипотетически должностному лицу, а сработают ли эти писательские просьбы-призывы — покажет время.

— Мы должны рассматривать Тараса Шевченко в том числе в контексте фигур, находившихся рядом с ним, например, Кулишем, Гулаком, — эмоционально убеждал присутствующих поэт Иван Драч, — надо понять, в каком окружении он был. Лишь тогда перед нами предстанет фигура Шевченко. Потому что выходит, что мы какие-то идиоты, которые смогли выносить лишь одного гения.

Здесь есть представители казахского посольства. Шевченко был связан с этой страной. Может, наконец, выпустим книгу «Шевченко и казахи» — с репродукций картин, гравюр, стихов, страниц дневника. Мы должны запланировать и делать конкретные вещи...

— Возьмите любую страну мира. Вы там увидите памятники абсолютно разным людям. Нет таких народов, которые бы сконцентрировали все свое внимание только на одной фигуре, — говорит поэт Дмытро Павлычко. — Да, Шевченко — гений. Но как мы празднуем годовщину Ивана Франко? Он не менее гений, а на свое 150-летие добился памятника в Одессе. Были выделены миллионы (памятник сделали за 300 тысяч, а часть израсходовали на монумент Екатерины II, а остальное разворовали)...

Организовав Шевченковские чтения, украинские писатели не решили никакие проблемы и не нашли ответ ни на один вопрос. Скорее, наоборот... Главное — чтобы все не осталось на словах. «Нужно поскорее браться за красивые дела духовного развития», — благословил собрание Борис Олийнык.

Маша ТОМАК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ