Как человек, чья юность — по крайней мере, частично — прошла под аккомпанемент песен «Аббы», я должен начать рецензию на киномюзикл «Mamma Mia! 2» (в оригинале — Mamma Mia! Here We Go Again) с фразы «Помню, как...» и дальше описать какую-нибудь очень личную и пронзительную ситуацию, связанную с одной из тех песен.
Но фильм сделан сейчас, современными людьми, рассчитан на широкую публику, а не только на тех, кому за 50. Поэтому стоит разобрать, что здесь сработало, а что нет, не впадая в излишние сантименты.
Хотя с сантиментами авторы (режиссер — британец Ол (Оливер) Паркер, сценаристы — Ричард Кертис, Кэтрин Джонсон) постарались. «Mamma Mia! 2» начинается с того, что Софи (Аманда Сейфрид) готовит вечеринку к открытию отеля в годовщину смерти ее матери Донны Шеридан (Мерил Стрип). По сюжету разбросаны и другие эмоционально беспроигрышные ситуации: одинокое материнство, которое в семье Шеридан, похоже, передается по наследству, несчастные романы, черствость мужчин, младенцы (кто устоит против красавицы-актрисы с малышом на руках?)
Первая «Mamma Mia!» (режиссерка — Филлида Ллойд, 2008) была экранизацией одноименного мюзикла с либретто на основе 22 песен «Аббы». Интрига тогда разворачивалась на греческом острове Калокаири вокруг вопроса, кто является отцом Софи, поскольку Донна в юности согрешила в короткий промежуток времени с тремя парнями. Повзрослевших претендентов сыграло звездное трио — Пирс Броснан, Колин Ферт и Стеллан Скарсгард.
Мерил Стрип, как известно — одна из лучших актрис современности. Достаточно ей дать самый простой, банальный сюжет, и она сделает его незабываемым. Так и в 2008-м: Стрип держала шоу на себе, насыщая содержанием каждую секунду своего пребывания на экране. Вместе с песнями, которые знает весь мир, это повлекло нужный эффект: фильм собрал более 600 миллионов долларов, двенадцатикратно окупив бюджет.
Во втором мюзикле Стрип появляется только в финале (еще одна вспышка мелодраматизма). Основной сюжет-флешбек — о том, как юная Донна (Лили Джеймс) попала на остров и родила дочь. Параллельный — приготовления к вечеринке. Самая большая беда — ураган, мешающий гостям добраться до острова. Никакого особого развития нет, да и развивать некому. Итак, остаются песни.
И это Олу Паркеру более или менее удалось. Каждый номер уникален, под каждый найдены своя хореография и антураж, каждый — маленький и часто неожиданный спектакль, где исполнители независимо от статуса отрываются по полной. Отдельные звездные появления вроде выступления Шер с «Фернандо» в конце — из того же разряда приятных сюрпризов.
В прошлый раз была хорошо сыгранная история с проходными концертными номерами. В этом году — слабая история, скрепленная блестящим во всех смыслах эстрадным ревю. Сработало: доходы превысили затраты уже втрое.
Помню, как я слушал «Аббу» тогда, в брежневском СССР. Их песни казались не просто праздничными, а какими-то даже нарядными. Музыкальные куски далекой фиесты среди серого ничто.
Это и устроили авторы «Mamma Mia! 2»: праздник. Музыка, любовь, солнце, фейерверки, все красивые и веселые.
И достаточно.
Третьей «Мамы» точно не надо.