Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Олег ТАБАКОВ: «Сегодня деньги дают удачливым»

7 февраля, 2002 - 00:00

Популярный российский актер, режиссер, педагог, который последние полтора года, по его словам, «сидит на двух стульях», являясь художественным руководителем МХАТА и «Табакерки», бывал в Украине неоднократно. На этот раз гастрольный маршрут Олега Павловича — Харьков — Одесса — Киев. Табаков со своими подопечными показывают хит МХАТовских подмостков — «Амадей». Эта постановка выдержала испытание временем (в следующем году ей исполнится двадцать лет) и неизменно пользуется зрительским успехом не только в России, но и в странах Европы, в Америке. Через этот спектакль прошли многие актеры. Нынче «Амадей» представляет очередную звездную команду: Сальери играет Олег Павлович Табаков, Моцарта — воспитанник «Табакерки» Сергей Безруков, а роль темпераментной Констанции исполняет Евгения Добровольская. В этой работе заняты более 30 актеров. Как признался Табаков, нынешний их десант в нашу страну — «разведка боем» перед предстоящими масштабными гастролями. На встречу с киевскими журналистами, которая состоялась в «Президент-отеле», Олег Павлович явился в прекрасном расположении духа, шутил, охотно отвечал на вопросы, но порой в его благодушном «матроскинском урчании» чувствовался металл строгой наставницы мисс Эндрю из фильма «Мэри Поппинс, до свидания» .

«Я ЧЕЛОВЕК ЧЕСТОЛЮБИВЫЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ»

— Мы решили, что «старый конь борозды не испортит», — подчеркнул Олег Павлович, — и выдвинули «Амадея» на передовую позицию. Этими гастролями проверим наличие спроса на продукцию Московского художественного театра. Если украинских театралов интересовало, что коллектив делал два десятилетия назад, то я надеюсь, что не меньший интерес у вас вызовет то, что мы делаем сейчас. Признаюсь, что два события меня радуют. В ноябре, когда эту постановку мы вновь стали играть после небольшого перерыва, то зрители выстроились в кассу с половины восьмого утра. А в прошлую субботу в Москве, несмотря на 12-градусный мороз, стояло человек 200. Делом занимаемся! Я не могу сказать, что «Амадей» был любимым ребенком театра. Его несколько искусственно придерживали, не выпуская на люди и в гости. Но тем не менее, как всякий здоровый ребенок, он жил, рос и развивался во многом потому, что я человек честолюбивый, профессиональный и отношусь к тому, что делаю, ответственно. Признаюсь, что постепенно мы хотим продвинуться на украинский рынок. И города Киев, Одесса, Харьков появились в нашем турне не случайно, а исходя из покупательной способности региона и, конечно же, учитывались возможности залов. Ведь мы везем 17 тонн декораций и реквизита, и компания у нас немаленькая — 70 человек (от актеров до работников сцены и костюмеров).

Олег Павлович не скрывал, что мнение зрителя для него является самым важным. От него в течение долгой актерской жизни он получает вотум доверия и желание творить. Не преминул напомнить: «Я на одну четверть хохол. Правда, на одну четверть — мордвин, есть четвертинки — русского и поляка. Какая из них сильнее на меня действует, не знаю. Наверное, все по чуть-чуть. Это все равно, что спросить, кого из детей или внуков я люблю больше. У меня их трое. Я не знаю, кого из них люблю сильнее. Наверное, Аньку — она самая младшая и у нее такие же толстые щеки, как у меня; или того, кто из родных заболел в данный момент».

«НИКТО НЕ ДАСТ НАМ ИЗБАВЛЕНЬЯ...»

— Последние десять лет кардинально изменили всю нашу жизнь, — говорит О. Табаков. — Меня радует тот факт, что впервые за долгий период в России стали прибавлять деньги пенсионерам. Это означает, что наше правительство поворачивается к людям и приоритеты человека становятся важнее, нежели те, что были ранее. Я думаю, что, в отличие от многих своих коллег, был готов к тем потрясениям, которые мы все пережили. Потому что с 1974 начал зарабатывать деньги, ставя спектакли за рубежом. С тех пор отвечаю за себя. Понял — «никто не даст нам избавленья...». Есть только шесть недель, и за это время надо поставить спектакль так качественно, чтобы тебя позвали на работу еще раз. Сегодня я с удивлением и печалью смотрю на представителей театрального цеха. Большинство из них плывут по течению, словно бревна, простите за такое сравнение. Но мне кажется, что нужно рулить, держаться то левого, то правого берега. Странно слышать из уст моих современников ностальгические заверения, что ранее было все лучше. Меня эти высказывания печалят, а порой и раздражают своей демагогией. До тех пор, пока мы не поймем, что мы должны научиться зарабатывать деньги, — ничего не изменится.

— Я человек, отстаивающий рыночные отношения, — продолжил Табаков. — Мне кажется, что за полтора года, что я у руля МХАТа, еще рано говорить о кардинальном изменении творческой ситуации. Хотя, конечно же, работа сдвинулась. Приведу пример: когда меня только назначили на должность худрука театра, заполняемость зала была 40—42 процента. А сейчас — 90—99%. Появился зрительский спрос, на спектакли тяжело попасть, а спекулянты перепродают билеты. Мой контракт с правительством заключен на пять лет. Подписывая его, я оговорил право установить себе испытательный срок — полтора года. Я хотел понять: есть ли какой-то смысл и польза в том, что я занимаюсь этой работой? Время показало, что есть. Так что я останусь здесь еще на три с половиной года.

Нигде во всем мире театры не зарабатывают больше 15—20% своего бюджета. Оставшуюся дефицитную часть покрывают из федеральных, муниципальных источников и за счет частных пожертвований. Я полагаю, что по истечении полутора лет могу уже пойти к своему работодателю и сказать, что МХАТу то- то и то-то надо. За полтора года мы получили вложения от частного бизнеса значительно большие, чем от правительства. Но ни один рубль из этих субвенций не был потрачен на мои гонорары, а пошел на развитие театрального производства. За 62 года у нас не ремонтировались производственные мастерские! Ходили по лезвию бритвы, рискуя жизнями сотрудников. Один бизнесмен дал нам средства на новую сцену. Спустя сто лет возвращаемся к меценатству. Как когда-то театру помогали Морозовы, Мамонтовы, Стаховичи, Тарасовы. За полтора года я сумел доказать автономность нашего существования и теперь могу просить правительство включиться в этот процесс.

«Я ОБЪЯВИЛ В ТЕАТРЕ АМНИСТИЮ КОРРУПЦИИ, ЧТО БЫЛА ДО МЕНЯ»

Первыми шагами на посту худрука МХАТа Олег Павлович ввел железную дисциплину, объявил бой пьянству, запретил продавать алкоголь в актерском буфете.

— Пьяни в театре не должно быть, — категорично заявляет Табаков, и его взгляд суровеет. — Нужно нормально работать: репетировать, выпускать спектакли, с желанием выходить на сцену и приходить в чистое и ухоженное здание. На первом собрании коллектива сразу же объявил, что отменяется воровство. Но преследовать за прошлые грехи не буду. Объявляю амнистию. Но если при мне что-либо будет совершено, то строго накажу. Вор — должен сидеть в тюрьме, алкоголик — пусть сидит дома...

Составляющими удачного спектакля является талант, талант и еще раз талант, — считает Олег Павлович и поясняет:

— Сначала — это талант литературного текста, затем — точное назначение на роли актеров, выбор режиссера, который бы эстетически соответствовал данному театру. И, наконец, талант — всем вместе, при минимуме затрат, достичь оригинального художественного эффекта.

Я считаю, что театр призван ставить современные произведения, но, к сожалению, хорошей литературы мало. И тогда, как выражался Владимир Иванович Немирович-Данченко, «приходится брать нечто из классики, которая чем-то существенным перекликается с кругом проблем сегодняшнего дня». Например, в настоящее время мы репетируем английскую комедию (название еще не придумали), затем познакомим зрителей с булгаковским «Мольером, Или кабалой святош». А еще ставим «Старосветских помещиков». Впрочем, мне могут возразить: неужели сегодня зрителя можно увлечь гоголевскими персонажами? Да, если за дело берется талантливый литовский постановщик — такой, как Миндаугас Карбаускис (ученик Петра Фоменко) — и увлекает своим сценическим решением классического сюжета молодых актеров. Тогда выходит весьма звонкий спектакль. На новой сцене, которая является лабораторией МХАТа, мы экспериментируем и, как я считаю, довольно удачно. На ней идет «Залетный гусь» и «Бабушкин праздник» Виктора Астафьева, «Бедные люди» и «Преступление и наказание» Федора Достоевского.

Я открываю молодых драматургов, и это постоянный процесс поиска интересных пьес. Например, Светлана Савинова — не профессиональный литератор, а работала менеджером небольшой гостиницы в Туапсе. Наш театр был в этом городе на гастролях, и у портье мне оставили рукопись. Папку я взял, но из-за занятости прочитал не сразу, а когда познакомился с ее пьесой «Скрипка и немножко нервных», то рот раскрыл от удивления. Стал искать автора, но Светлана словно сквозь землю провалилась. Доведенный до края, я обратился к телезрителям с просьбой помочь найти Савинову. И это возымело действие. Нынче Светлана учится на Высших литературных курсах, получила премию «Дебют» и, как мне кажется, у нее большие шансы получить гран-при конкурса современной пьесы.

Практически ни одно интервью с Олегом Павловичем не обходится без вопроса о том, не мешает ли его административная работа творчеству. Ведь масса драгоценного времени уходит на прозаические вопросы. Однако Табаков успевает уйму всего. Например, является одним из членов совета директоров канала «ТВцентр». Продолжает вести мастер-класс в Америке. На все табаковские начинания и самые дерзкие планы его вдохновляет жена (актриса Марина Зудина), сыновья и внуки.

«МОЛОДЫЕ АРТИСТЫ — МОЙ ЗАСАДНЫЙ ПОЛК»

У Олега Павловича есть «нюх» на таланты. И он с гордостью говорит, что может определить энергоемкость человека, то есть его возможность заполнять своей энергией сценическое пространство. При этом не скрывает, что педагог он жесткий. Многих студентов отчисляет со своих курсов. И, по его словам, те, кого он исключил, так всерьез актерами и не стали. Педагогикой начал заниматься в 74-м, почувствовав, что в театре сложилась для актеров очень плохая ситуация. В то время он был директором театра «Современник». Актеры не были востребованы, а режиссура была авторитарной и диктаторской. «Поначалу многие посчитали, что я просто с жиру бешусь, — вспоминает Табаков, — слышал за свое спиной и такие замечания, что мне, успешному актеру, мало собственного успеха. Поэтому решил поиграть в учителя. Зато сейчас, с высоты прожитых лет, оценивая результаты, я думаю, что если бы собрать сборную команду актеров России в возрасте от 20 до 40 лет, то большая половина их окажется моими учениками». Список воспитанников Олега Павловича действительно впечатляет. Достаточно назвать лишь несколько имен: Владимир Машков, Евгений Миронов, Евдокия Германова, Сергей Безруков...

— Молодые артисты — мой засадный полк, — улыбается Табаков, — как у Дмитрия Донского на Куликовом поле. Он был мудрым полководцем. Хорошо воевал, но в лесу имел резерв в засаде, которым командовал полковник Бобров-Волынский. В нужный момент полк вышел, и битву россияне выиграли. Я тоже хитрый, потому и занимаюсь тем, что учу детей актерской профессии. Причем начал давно, когда еще никто не хотел заниматься этим ремеслом. Прослушал 3,5 тысячи москвичей, а отобрал 49 человек. Были они как драмкружок при мне. Но даже тогда я был экономически независимым. Существовало это заведение на мои деньги. Помогали Гарик Леонтьев, Костя Райкин, Валера Фокин, Сережа Сазонтьев и другие — такой командой мы начали учить детей. Сегодня имею крепкий тыл за спиной — мои воспитанники играют не только в «Табакерке», но и во МХАТе. Но театры эти соединять не собираюсь. Они достаточно самостоятельные единицы. В этом сезоне планирую в Московском художественном театре выпустить десять премьер, а в «подвале» уже сегодня поставлено пять. Ритм жизни у нас нормальный. Машков по-прежнему в Голливуде, и ничего близкого к тому, что делал в «Матросской тишине», пока, к сожалению, не показывает. Зато во МХАТе он поставил спектакль «№13», который пользуется огромным спросом у публики.

Ради двух театров я готов многим пожертвовать. Предлагали огромные деньги за то, чтобы стал лицом одной страховой компании — не буду. Или предлагали контракт на постановку спектакля в Японии. Не поехал. Послал своего ученика Сашу Малина. Мало из-за нехватки времени снимаюсь в кино (в списке его работ — более чем 150 кино- и телефильмов). На закрытии «Берлинале-2002» покажут фильм Иштвана Сабо «Принятая сторона», где я играю полковника Дымшица.

«Я ЧЕЛОВЕК ПРАКТИЧЕСКИЙ»

Только на первый взгляд кажется, что всегда у Олега Павловича были только победы, любовь и успех. Заслуженный и почитаемый актер, режиссер, народный артист СССР, лауреат государственных премий. Один из основателей театра «Современник». По его словам, ему приходилось показывать характер, чтобы чего-то добиться в жизни и профессии. Разве можно вычеркнуть из памяти, как в 80-м году первый секретарь Московского горкома, член Политбюро ЦК КПСС Гришин запретил Табакову заниматься педагогической деятельностью? Руку помощи протянули коллеги из Финляндии и Украины. В Одессе работала энтузиастка театра Кузнецова. Они набрали студию. Кстати, режиссер Валерий Старчак и писатель Виктор Шендерович вышли оттуда.

— Самый главный подарок — жизнь, — философски замечает Олег Табаков (в 29 лет он перенес инфаркт, но не сбавил темпа, и в свои нынешние 67 полон энергии и планов, которые успешно воплощает в жизнь). — Время от времени нужно пытаться разрушить собственные стереотипы. В Японии, когда художники меняют манеру, то изменяют имя. На такое мужества у меня не хватает. Но несколько раз в своей жизни я довольно круто поворачивал. В начале актерской карьеры пошел за нашим вождем, вдохновителем и организатором побед — Олегом Ефремовым в «Современник», отказавшись от роли князя Мышкина в театре им. Станиславского. В 70-м, когда Олег Николаевич стал во главе МХАТа, я стал директором «Современника», а это довольно рискованно — из актеров податься в директора. Как правило, после такого вояжа следует карьера министерского чиновника. В 76-м, поняв, что ничего исправить не могу и мои представления о будущем театра и взглядах моих соратников не совпадают, то сам написал заявление и сложил свои полномочия директора. А в 83-м вообще перешел во МХАТ. Затем взвалил на себя школу-студию и был 15 лет ректором. Сколько легкомыслия и авантюризма!

Табаков сумел на практике доказать, что старые театральные коллективы можно не просто реанимировать, а по-настоящему обновить.

— За год через свои руки пропущу десять актерских и режиссерских дарований, но при этом будет возможность полноценно трудиться МХАТовским грандам, — рассказывает Олег Павлович. — Если это произойдет, то через полтора года сформирую основную часть труппы — людей, умеющих работать паровозами, то есть вести за собой. Только после этого будем обсуждать наши художественные свершения. Я человек практический, не люблю пафоса. Моя задача — заботится о коллективах, которыми руковожу. Например, в марте мы будем отмечать 15-летие «Табакерки». Готовлю всем сотрудникам подарки. Ветераны получат сберкнижки с приличной суммой, бездомные четверо актеров — квартиры, а остальные — аудио- и видеотехнику. Это могу сделать благодаря спонсорской помощи. Мне дают деньги, даже когда не особенно прошу. А знаете, что я заметил? Сегодня деньги дают удачливым. Когда видят, что их не разворуют, а пойдут они на дело, будет от них прок.

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ