Главным образом любовь киевлян к музею определяется отношением самого музея к киевлянам, Киеву, Андреевскому спуску. Если бы не обоюдная любовь, вряд ли один из посетителей написал бы в книге отзывов: «Вы — душа Киева». Для сотрудников музея — это высшая похвала и лучшее свидетельство признания.
Впрочем, иногда еще приходится объяснять, чем оправдано существование этого музея. Действительно, в Киеве есть Национальный музей истории Украины, Музей истории города, посещение которых дает полное представление об истории и города, и страны в целом. Зачем же нужен этот маленький Музей одной улицы, посвященный такой узкой теме? Все дело в том, что этот музей, рассказывающий о «самой киевской улице» — Андреевском спуске, с самого начала своего существования заполнял и заполняет огромную лакуну, возникшую в связи с тотальной идеологизацией нашей жизни. Традиционно исторические и социальные процессы преподносились как результат движения масс. За редкими исключениями, отсутствовало представление о том, что массы эти слагаются из бесчисленного множества индивидуумов, а история, по большому счету, есть сумма переживаний, устремлений, надежд и разочарований этих безымянных «единиц».
Музей одной улицы стремится к тому, чтобы показывать исторические процессы на конкретном материале и без каких-либо идеологических запретов и предрассудков. Конкретные судьбы в конкретных обстоятельствах — так можно определить кредо музея.
Кроме того, он интересен тем, что это единственный в Киеве музей, возникший как результат частной инициативы, до сих пор существует в этом качестве, в то время как подобные музеи и в столице, и в других городах Украины массово гибли и гибнут из- за агрессивности властей или равнодушия общественности.
Музей одной улицы не только не прекратил своего существования, но и постоянно пополняется новыми экспонатами, ведет широкую просветительскую работу. Объясняется такая живучесть, скорее всего, тем, что коллектив музея изначально привык полагаться только на себя, ни на кого не перекладывая ответственность за состояние своего дела. Выживание такой структуры в современных условиях стало своеобразным социопсихологическим экспериментом, который члены ТО «Мастер» вот уже который год ставят на себе самих.
Об Андреевском спуске написано бесконечно много. Он воспет в прозе и поэзии, многократно растиражирован в графике и живописи. Но история этой улицы, ее дух, ее неповторимая романтическая атмосфера неисчерпаемы. Они не тускнеют и не меняются, сколько бы ни говорили об этом удивительном месте и каким бы внешним переменам ни подвергалось оно с течением лет. С каждым изгибом этой крутой улицы, с каждым домом, стоящим на ней, с ее холмами, камнями и деревьями связано бесконечное множество историй, преданий, легенд и слухов, которые в конечном итоге слагают особый миф Андреевского спуска. И именно этому — неписаной, неуловимой истории Андреевского спуска — посвящен его музей. В конце концов и сам музей со временем превратился в продолжение этого мифа.
Совсем недавно музей пережил нелегкие времена в связи с переездом в новое помещение по адресу Андреевский спуск, 2-Б. После полугодового перерыва вновь открыты для посещений постоянная — обновленная и расширенная — экспозиция и выставочный зал, в котором проходят сменные историко-документальные и художественные выставки. (Заметим, что с момента открытия выставочного зала музея в 1996 году выставок в нем состоялось уже 30. Лейтмотивом сменных экспозиций был Киев в творчестве классиков украинского искусства и современных мастеров).
Не успел музей обосноваться на новом месте, как ему опять угрожает опасность остаться без крыши над головой. Администрация Подольского района города Киева решила создать на занимаемой музеем площади параллельную структуру — Музей Подольского района, причем как предприятие, подчиненное Подольскому УЖХ. А ведь все так хорошо начиналось... Вокруг музея создался круг друзей, появились посетители, которые приходили сюда еженедельно, выбираясь на воскресную семейную прогулку. В книгу отзывов писали стихи и признания в любви. Но, понятное дело, для наших властей предержащих это несущественно.
Выходит, в этом государстве даже благодеяние имеет обратную силу?
Неужели те, кто стоит сейчас у власти, настолько слабы, что даже для того, чтобы попасть в историю, вынуждены использовать служебный вход?!
СПРАВКА «Дня»
1988 год — создан литературно - поисковый клуб «Мастер». В доме М. Булгакова на Андреевском спуске, 13 открыта выставка «Киев Михаила Булгакова». На будущий год там же — выставка «Михаил Булгаков и роман «Белая гвардия». Выселение, поиск нового помещения (причина — Дом Булгакова стал государственным музеем), переезд во флигель дома № 13. Открытие выставки «Господа гимназисты» (об истории Киевской 1-й Александровской гимназии). Выселение, поиск нового помещения.
1990 год — переезд на Андреевский спуск, 22-Б. Открытие Музея одной улицы, затем — выставочного зала при нем.
1996 год — дом № 22-Б, отселенный специально для расширения музея, выставлен районными властями на аукцион (срок арендного договора с музеем в тот момент еще не истек).
1997 — 1998 годы — ремонт в новом помещении, являющемся коммунальной собственностью Подольского района, полученном в аренду на 15 лет благодаря вмешательству Л. Кравчука и серии сюжетов на украинском телевидении.
Декабрь 1998 года — переселение в новое помещение по адресу Андреевский спуск, 2-Б.
Январь 1999 года — открытие первого зала постоянной экспозиции Музея одной улицы.
Июль 1999 года — руководство Музея одной улицы ознакомлено с проектом решения администрации Подольского района г. Киева, согласно которому на площади, занимаемой музеем, предполагается создание районного Музея Подола, подчиненного УЖХ Подольского района.
Август 1999 года — представители культуры, науки, духовенства направляют А. Омельченко и вице-премьеру В. Смолию письма с просьбой сохранить музей.
Дождутся ли ответа?