Дочь известных польских магнатов Пшездецких по имени Лаура трагически погибла в юном возрасте в далеком 1874 году. Убитые горем родители заказали профессору Петербургской академии искусств Виктору Бродскому надгробный памятник покойной. Эта скульптура из белого каррарского мрамора была установлена в семейном склепе Пшездецких на Черном Острове. Однако в 30-х годах прошлого века воинственные атеисты сделали из костела клуб.
История сохранила записи тогдашнего научного сотрудника Каменец-Подольского музея Михаила Матвеева, который добился от партийно-советских органов разрешения и денег для перевозки скульптуры весом в 4 тонны с Черного Острова в город над рекой Смотрич. Вместе с «Лаурой» он привез и другие произведения: скульптурные памятники Константину Пшездецкому и девочке — то ли Лауре, то ли ее сестре. И еще — свидетельства людей, участвовавших в установке памятника в Черноостровском костеле.
Памятник привезли в Каменц- Подольский поврежденным. Тогда мало кто из посетителей музея понимал, что этот экспонат — шедевр мирового искусства. Михаилу Матвееву приходилось терпеливо объяснять, что Константин Пшездецкий был не только владельцем 14 подольских и волынских сел. Михаил Матвеев нашел много исторических материалов, которые убеждали: род Пшездецких даровал миру ученых, деятелей науки и культуры. Константин Пшездецкий хорошо разбирался в агрономии, был одним из выдающихся селекционеров края.
Факт перевозки с Черного Острова в Каменец-Подольский произведений знаменитого Бродского не остался незамеченным в ученом мире. Свои права на шедевры стали предъявлять Московский музей имени Пушкина и Ленинградский музей русского искусства. История сохранила письма из этих культурных учреждений, датированные 1940 годом. Кое-кто выдвигает версию, что ситуацию спас неподъемный вес сокровищ монументального искусства.
Теперь творение Бродского — в Кафедральном костеле Каменец- Подольского. Оно является общедоступным для осмотра горожанами и гостями старинного города в соответствии с соглашением о сотрудничестве от 30 октября 1997 года между Историческим музеем-заповедником и общиной римско-католической церкви св. Петра и Павла.
«О «Лауре» вспомнили наши краеведы, когда взялись писать историю Черного Острова», — рассказывает поселковый председатель Татьяна Баева. Потом вопрос о возвращении памятника в место, где, наконец, обрела вечный покой Лаура Пшездецкая, «прошло» в ходе общественных слушаний в Черном Острове. Инициаторы убеждали: вот и здание, которое служило долгое время клубом, все-таки вернули верующим...
Директор Каменец-Подольского исторического музея-заповедника Людмила Станиславская считает, что «переезд» на Черный Остров «Лауре» не грозит: «Скульптура — государственная собственность, она не является культовой. Поэтому со стороны местной общины Черного Острова не может быть никаких претензий на этот шедевр. Единственное, что может стать основанием для рассмотрения этого вопроса, — требование потомков Пшездецких».
Черный Остров расположен на слиянии двух рек — Южного Буга и Мшанца, в 17 километрах от Хмельницкого. В 1556 году Черный Остров получает Магдебургское право и разрешение на устроение ярмарок дважды в год и недельных торгов.
Однако Черный Остров не забыл и о своих исторических обидах на Пшездецких, которые имели роскошный дворец, прекрасную картинную галерею, библиотеку и устраивали пышные балы и громкие приемы (журнал «Подольские епархиальные ведомости», 1883, №30). «Своеволие Пшездецких относительно закрепощения черноостровских крестьян достигло таких границ, что делом о принуждении крестьян работать даже в праздничные дни вынужден был в 1838 году заняться проскуровский уездный суд. Не приняв никаких решений, суд под давлением неоспоримых фактов все же констатировал превышение прав помещиком», — отмечает летописец.
Но сегодня здесь готовы забыть прошлые оскорбления и несправедливость. И напоминают, что надгробие должно соответствовать своему назначению — быть на том же месте, где и тленные останки Лауры Пшездецкой.
«Думаю почему-то, что если она, «Лаура», вернется, в Черном Острове все изменится к лучшему», — надеется Татьяна Баева. Еще она говорит о том, что в поселке работал Глебов, что есть музей известного баснописца, сохранилась и хата, где он жил. Сохранились и подземные ходы от оборонных укреплений, построенных еще в ХIV веке. Значит, почитатели искусства, не найдя «Лауру» в Каменец-Подольском, поедут в Черный Остров, где им покажут и другие исторические памятники и места, надеются в поселке, который сегодня едва выживает.