Во властных коридорах сформировалась своеобразная традиция: практически перед каждыми выборами действующая власть возвращается к теме общественного вещания. В целом о потребности создания в стране общественного вещателя говорят еще с 1995-го — каждый раз на пике политической активности.
Вот и в этот раз за десять дней до выборов, 17 октября, правительство одобрило проект Закона Украины «Об общественном телевидении и радиовещании Украины». Разработал принятый законопроект Государственный комитет телевидения и радиовещания. Возможно, этот шаг можно было бы считать определенным продвижением вперед, если бы не несколько «но»...
ДВА ЗАКОНОПРОЕКТА
Как рассказал «Дню» депутат Верховной Рады, журналист Андрей Шевченко, сейчас у правительства нет законного способа зарегистрировать этот законопроект, ведь у ВРУ уже есть зарегистрированный проект Закона «О системе Общественного телевидения и радиовещания Украины» от 11.10.2010. Среди его авторов сам Андрей Шевченко, народные депутаты Владислав Каськив и Виктор Суслов, а также юристы и медиа-эксперты Тарас Шевченко, Роман Головенко, Дмитрий Котляр. Согласно регламенту парламента, нельзя регистрировать аналогичный законопроект, пока не рассмотрен уже зарегистрированный — его нужно либо принять, либо отклонить. Поэтому если ВРУ новый документ таки зарегистрирует, то нарушит свой же регламент.
По мнению эксперта Института медиа-права Игоря Розкладая, «правительство будет ждать нового состава парламента. В новой Верховной Раде «старый» законопроект автоматически «сгорит», ведь не был принят в первом чтении. Тогда правительство будет иметь возможность внести свой законопроект».
— На самом деле история относительно создания в Украине общественного вещателя сложная, — говорит медиа-юрист. — Еще в 1997 году был принят Закон «О системе Общественного телевидения и радиовещания Украины». Впрочем, он мертв, так как даже не был запущен. Потом активно к этой теме обратились в 2005 году. Тогда был реальный шанс принять закон, но он в конце декабря 2005 года был «завален». С тех пор неоднократно вносились законопроекты в парламент, но большого желания их принять у влиятельных политических игроков не было. Очевидно, что власти не очень выгодно наличие полноценного общественного вещателя.
Действующий Президент Виктор Янукович еще в октябре 2010 года обещал принять закон, что сдвинуло бы процесс с мертвой точки. Впрочем, по словам обозревателя «Телекритики» Светланы Остапы, Госкомтелерадио четыре раза вносило свои законопроекты в Кабмин, но их возвращали на доработку; работала экспертная группа, которая состояла из членов общественного гуманитарного совета при Президенте Украины, впрочем, правительственный законопроект так и не зарегистрирован в парламенте.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИЛИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ?
Кроме отсутствия политической воли, существует еще одна проблема, которая тормозит процесс формирования общественного вещателя или грозит превратить его в фикцию. Во властных кругах есть сторонники создания общественного вещания на базе государственной Национальной телерадиокомпании.
— Вопрос в том, станет ли канал действительно общественным, а не просто сменит надписи на таблицах при входе. Актуальным остается вопрос кадров. Нужно не объединять каналы и радиокомпании, а глубоко их реорганизовывать, делать конкурсный набор специалистов. Сегодня НТРК не соответствует стандартам профессиональной журналистики. По данным мониторингов, новости на Первом Национальном наименее сбалансированы, — говорит Игорь Розкладай.
По мнению медиа-юриста, еще один камень преткновения на пути к созданию общественного вещателя — это разногласия в оплате работы: «В мире нет единой модели оплаты общественного вещания. Например, в Великобритании существует для этого отдельный сбор; в некоторых других странах — это сбор от других вещателей. Также возможна лимитированная реклама как средство дохода. Как это лучше организовать в Украине — сложный вопрос. Если предусматривать прямое государственное финансирование, тогда не стоит говорить о независимости канала. Такое финансирование может быть только под пристальным присмотром экспертов».
Если проанализировать закон, предложенный Госкомтелерадио и принятый правительством, то возникает несколько принципиальных вопросов. Во-первых, наблюдение за деятельностью Национальной общественной телерадиокомпании будет осуществлять наблюдательный совет, состав которого фактически будет утверждать Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания. А этот орган своими действиями неоднократно вызывал критику со стороны независимых медиа-экспертов. Кроме того, в состав наблюдательного совета будут входить три представителя Кабинета Министров. Всего членов наблюдательного совета, по закону — 17; 14 из них — представители общественных организаций из разных общественных секторов. Интересно, что если претендентов от ОО, например, образовательного направления будет двое, то кандидат будет избираться путем... жеребьевки. А отчитываться за деятельность НОТУ наблюдательный совет будет все тому же Кабинету Министров. КМУ также будет осуществлять контроль за использованием и сохранением переданного НОТУ в «оперативное управление» имущества. И самое интересное, что первые четыре года общественный вещатель будет финансироваться из государственного бюджета.
— Будет ли канал независимым — у меня есть сомнения, — говорит Светлана Остапа. — Четыре года предусмотренного бюджетного финансирования автоматически означают полный контроль контента со стороны правительства. Есть вопрос относительно того, как будет создаваться наблюдательный совет. У нас не было такого ранее прецедента — избрания из разных отраслевых и общественных организаций по одному представителю для контроля. Сегодня власть сама тормозит процесс создания общественного вещателя. По сути, руководству страны такой вещатель не нужен. Ведь общественное ТВ планируют сделать на базе государственных телерадиокомпаний, а они пока что в ручном управлении правительства и Администрации Президента. Разумеется, никто не хочет терять такой мощный медиа-ресурс.
«ПОМОГАТЬ ВЛАСТИ В ИМИТАЦИИ ПРОЦЕССА НЕ СТОИТ»
«День» пообщался с Андреем ШЕВЧЕНКО относительно отличий двух законопроектов, а также спросил у него, готовы ли сами украинцы к созданию общественного вещателя.
— На протяжении всех лет президентства Виктора Януковича мы являемся свидетелями имитации процесса создания в стране общественного вещателя. Напомню, что в октябре 2010 года наш Президент обещал в течение двух недель внести на рассмотрение народных депутатов законопроект об общественном вещании. Соответственно, подписывались необходимые для этого указы Президента, в частности, можно вспомнить январский указ 2011-го о мерах по выполнению обязательств, взятых Украиной перед Советом Европы. В документе, в частности, речь шла о необходимости принятия закона об общественном вещании. Но за все эти годы мы так и не увидели правительственных законопроектов, зарегистрированных в парламенте. Вместе с тем парламентское большинство упрямо не хочет поддержать уже зарегистрированный в парламенте наш законопроект.
На мой взгляд, утверждение Кабмином проекта закона, внесенного Госкомтелерадио, — это имитация процесса перед выборами, чтобы хорошо выглядеть в глазах журналистского сообщества, которое сегодня совершенно критично относится к Януковичу.
В целом Госкомтелерадио нужно поздравить за достаточно большой объем работы, который они выполнили, впрочем, некоторые позиции их документа я оцениваю весьма критично. Например, беспокоит предусмотренный принцип формирования наблюдательного совета канала. Мне кажется, что он скрывает огромные риски и является почвой для возможных манипуляций. То есть я реально обеспокоен вопросом независимости этого канала. Также волнует предусмотренное в проекте финансирование общественного вещателя. Думаю, что нельзя вводить абонентскую плату. Все общественные вещатели, которые создавались в Европе за последние 20 лет, инструмент абонентской платы не использовали.
— Кто тормозит процесс создания в Украине общественного телевидения?
— Думаю, что это, прежде всего, власть, а ее нынче олицетворяет Виктор Янукович. Этот человек сегодня имеет все рычаги влияния, брал на себя персональную ответственность это сделать — и не сделал. Свое обещание он держит невыполненным более двух лет. Для страны важно понять, что самый большой риск заключается в том, что государство под вывеской общественного вещания может просто законсервировать Первый Национальный. Сегодня проще простого заявить, что мы наконец создаем долгожданное общественное телевидение, а на практике просто сменить табличку на аппаратно-студийном комплексе. Поэтому журналистам важно не просто болеть за создание общественного вещателя, а контролировать процесс зарождения канала, который принесет пользу стране и будет эталоном для частного ТВ. Если у нас пока нет возможности сделать такое общественное вещание, то помогать власти в имитации процесса не стоит. Ведь, по сути, это только дискредитирует сам институт общественного вещания.
— Чем законопроект Госкомтелерадио принципиально отличается от законопроекта вашего авторства?
— Окончательную версию, которую подают на регистрацию в парламент, я еще не видел. Впрочем, детально ознакомлен с предыдущими версиями документа. Расхождения, прежде всего, заключались в схеме финансирования. Мы считаем, что нет смысла рассматривать вопрос абонентской платы и требовать от людей дополнительно платить деньги за то, что они будут иметь возможность смотреть общественный вещатель. Второе — формирование наблюдательного совета канала. Тот наблюдательный совет, который должен контролировать независимый общественный вещатель, должен представлять баланс разных взглядов — партий, общественных организаций, зрителей. Сегодня я не вижу механизма обеспечения этого баланса.
Если власть действительно созрела к созданию общественного вещания и понимает его актуальность — нужно принимать наш зарегистрированный законопроект. Кстати, кроме меня, его разрабатывали медиа-эксперты Тарас Шевченко, Дмитрий Котляр, Роман Головенко. Думаю, что нужно голосовать за документ в первом чтении, а затем отработать дискуссионные моменты, в частности, вопрос финансирования или наблюдательные структуры, которые являются главным камнем преткновения. Все остальные заявления по этому поводу — политические маневры.
— Готовы ли украинцы к общественному вещателю?
— Актуальность создания вещателя — колоссальна. В последние годы частные каналы вернулись к цензуре и самоцензуре, к темникам. Мне кажется, что редакционная независимость на частных каналах слабая. Если бы на рынке был общественный вещатель, который, несмотря на любые вызовы, в частности, во время выборов четко говорил на черное — черное, он имел бы успех. Более того, был бы планкой для всего рынка. Сейчас такого канала в Украине нет. Впрочем, действительно есть опасение относительно готовности людей платить за качественное ТВ. Часто слышу мнение, что украинцы к этому не совсем готовы. К сожалению, это правда. Но правда и то, что, по сути, люди уже десятилетиями платят за государственное телевидение — более 30 телерадиокомпаний финансируются за счет наших налогов. Большинство из них сейчас работает не в интересах общества, а, по сути, на Президента и правительство.