«Страна советов» (новое ток-шоу, которое в Украине идет по «Интеру», а в России — по НТВ) во что бы то ни стало решила отличиться от сонма дневных развлекательных передач. Бойкими и разнообразными рубриками уже никого не удивишь. И создатели программы нашли оригинальную «фишку»: пригласили на роль ведущей такую заметную на украинском ТВ фигуру, как Руслана Писанка. Хотелось бы поподробнее разузнать о резонах, которыми руководствовались при этом на НТВ (и мы попытаемся сделать это в ближайшем будущем). Возможно, там посчитали, что сама эта фигура привлечет мужскую аудиторию. Хотя, судя по времени выхода программы в эфир и ее наполнению, рассчитана она, скорее, на домохозяек. Впрочем, эта нестыковка — не самая досадная. Безусловно, приятно, когда на российском ТВ востребованы украинские ведущие. Но после просмотра нескольких выпусков «Страны советов» складывается впечатление, что амплуа нашей согражданке отведено весьма своеобразное. То ли вольно, то ли невольно Руслана постоянно акцентирует внимание на своем украинском происхождении. Однако дальше шуток о сале, горилке и прочей шароварщине дело, увы, не идет. Тот же приземленный образ «хохла» эксплуатируется и в некоторых рубриках: в одной из них, например, Александр Дьяченко рассказывал об «украинской диете» для потолстения (без пресловутого сала, конечно, не обошлось). Возможно, авторы программы решили, что Верке Сердючке слишком вольготно в занимаемой ей нише, но выходит как-то уж чересчур грубо. А поскольку многие московские гости студии других украинцев, кроме бесправных «заробитчан», не видели, они охотно поддерживают подобные шутки, и картина складывается довольно тенденциозная.
Было интересно, какой вид будет у корректного Льва Новоженова. Сверхраскованности соведущей он как бы не замечает. Максимум доступной ему фривольности он проявил в заставке, даже приобняв коллегу. Ведь вторая тема, которая настойчиво эксплуатируется в программе, — отношения между мужчинами и женщинами, — в экспромтах звучит пошловато, и это тоже не добавляет прелести передаче. Да и вообще с экспромтами как-то туго у обоих ведущих. Руслана Писанка роскошно представляет рубрики, задорно выпевает слоганы передачи, но вот беседы с гостями в студии на самые разные темы почему-то не складываются. Глядя на нашу Руслану, поморщилась и телекритик газеты «Известия» Ирина Петровская: «Вот если бы она и в «Стране советов» лишь крутилась в разные стороны да подпирала руками бока, подчеркивая крутизну своих бедер, то, наверное, цены бы ей не было... Но, к большому огорчению, Руслана Писанка говорит не переставая». И еще: «Если вы когда-нибудь слышали, как говорят украинские женщины на базаре, то легко представите себе стиль Писанки. Для примера: «Ой, Лев Юрьевич, не трогайте меня руками, вы все время трогаете, я начинаю бояться». Конечно, критик может быть и предвзятым, но, посмотрев программу, убеждаешься, что подобные, обидные для украинцев, сравнения не так уж безосновательны. Что подмечают и наши эксперты.
В минувшее воскресенье в «Намедни» Леонида Парфенова (опять же, на НТВ) показывали сюжет о брэндах Украины, известных еще с советских времен. Это, разумеется, сало, «Киевский» торт, крымское вино «Массандра». Не забыт Крым как здравница. Самолет «Ан» назвали устаревшим, а «прорекламировали» лишь новый «Запорожец» — «Таврию» (оказывается, 10 тысяч машин даже закупила Сирия для таксопарка). Из новых достижений культуры репортер «Намедни» выделил группу «ВИА-гра». Такой вот донельзя упрощенный образ, где почти нет места новым достижениям и настоящему, быстро меняющемуся облику Украины.
На укоренившиеся у многих россиян представления об Украине повлиять нелегко. Тем более, когда определенный квазиукраинский образ регулярно транслируется по ТВ. Возможно, статус Русланы в качестве телеведущей и повысился. А статус Украины?
К сожалению, наши попытки узнать у самой Русланы Писанки, как ее приняли российские коллеги, пока не увенчались успехом (хотя мы надеемся сделать это). И «День» обратился к экспертам со следующим вопросом:
— НАСКОЛЬКО «БРЭНД» «РУСЛАНА ПИСАНКА» СООТВЕТСТВУЕТ НАЦИОНАЛЬНОМУ УКРАИНСКОМУ ХАРАКТЕРУ И СТОИТ ЛИ ЕГО ДЕМОНСТРИРОВАТЬ ЗА РУБЕЖОМ?
Влад РЯШИН, председатель правления телеканала «Интер»:
— Наверное, в первую очередь необходимо отметить, что брэнды не возникают из ничего. И если они появляются — значит, востребованы. Что касается непосредственно Русланы Писанки как человека, безусловно, она соответствует определенному типу украинского национального характера. Хотя, пожалуй, последнее определение — образ собирательный, а Руслана — конкретный человек. Не секрет, что для многих национальный характер напрямую связан с некими унифицированными признаками. А рассматривать Писанку, например, с точки зрения шаровар, сала и горилки с перцем — подход достаточно примитивный. Руслана — умная и тактичная женщина, очень харизматичная личность и классная актриса. Как оказалось, интересная не только на родине, но и за рубежом.
Я бы не говорил, что в совместном проекте НТВ и «Интера» «Страна советов» Писанка выступает как слепок украинского менталитета. Скорее, речь идет о том, что нам есть кем гордится, что не только российские телезвезды интересны в Украине, но и украинские — в России. Руслана победила в честной борьбе, пройдя кастинг, в котором участвовала не одна сотня достойных соперниц. Что ж, пусть теперь и в России получают удовольствие от встреч с ней на телеэкранах.
Наталья КОНДРАТЮК, журналист, заведующая представительством «Первого канала» (Россия) в Украине:
— Когда Руслана появилась в прогнозе погоды у Николая Канишевского, это было своего рода вызовом стереотипам, поэтому произвело такой фурор. Дородная красавица привлекала свежестью и непосредственностью. Сейчас Руслану саму превратили в стереотип, который в «Стране советов» выглядит как издевка. Создается впечатление, что для авторов программы главная задача — подчеркнуть корсетами пышные формы Писанки, а не «пышное» содержание ведущей. Неудачные импровизации, банальности, иногда просто глупости показывают Руслану в невыгодном свете. Особенно на контрасте с Новоженовым — признанным профессионалом «разговорного» телевидения. Некая снисходительность, а порой откровенно хамские реплики Новоженова в адрес своей партнерши смотрятся унизительно. И все это могло бы касаться только Русланы, если бы из нее не делали навязчиво и настойчиво «символ Украины» такой же неотъемлемый (по словам Новоженова), как колбаса. Тут уже становится обидно не только за Писанку. Я не думаю, что «полногрудая и недалекая» — тот образ Украины, который соответствует в действительности как стране, так и самой Писанке. Руслана умна и иронична, но на экране этого, к сожалению, не видно. Зато бросается в глаза, как ежедневно у российского зрителя формируют стереотип превосходства. Сознательно или волею случая — не важно. Если тот образ, который изо всех сил лепится в программе, засядет в подсознании обывателя — соответственное будет отношение. Украина и Писанка — не могут и не должны быть синонимами. Руся — человек творческий. Она вправе эксплуатировать свои данные, как ей того хочется. При чем тут Украина? Национальный характер народа нельзя привести к определенному трафарету. Да и сколько можно навязывать Украине то образ «наймычки», то сиротки подзаборной, то соблазнительно- ограниченной провинциалки. Извини, Руся, я не тебя имела в виду, а то, что из тебя пытаются сделать.
Николай КАНИШЕВСКИЙ, первый вице-президент НТКУ:
— Я в некоторой степени причастен к появлению Русланы Писанки на НТВ. На Пасху Руслана приезжала к нам домой советоваться по этому поводу: мы пару часов спорили, взвешивали все плюсы и минусы, и все-таки я убедил Русю ехать в Москву, сказав, что это может быть абсолютно новый виток в ее телевизионном творчестве. Видел одну из первых программ и знаю, как эти программы делаются, поскольку Руслана нам довольно часто звонит. По ее словам, московское телевидение несколько отличается от украинского: тем, что основные усилия там направлены, можно так сказать, на «лепку» ведущих, и от нее мало что зависит. Не буду прогнозировать, какой в дальнейшем будет эта передача, но тот выпуск, что я видел, произвел на меня довольно позитивное впечатление. Хотя, возможно, моя оценка необъективна, поскольку Руслана — приятельница нашей семьи. Мне кажется, главное, что не было провала. Не знаю, как воспринимают россияне нашу Руслану, но мне кажется, что украинская аудитория воспримет ее в новом качестве нормально. Зрители будут знать: вот, и в Москве есть что-то наше. Тем более, Руслана не стыдится говорить, что она — украинка. И поэтому на ваш вопрос могу ответить утвердительно. Пик популярности Писанки, который пришелся на 1996—1997 гг. был результатом ломки стереотипа о том, что телеведущая должна быть длинноногой, стройной и с большими глазами. И про Писанку говорила вся Украина. Я рад тому, что сейчас будет говорить все СНГ. Плохо или хорошо, но если будут говорить, то, значит, Писанка заслуживает этого, значит, она — талантливая, значит, она сумела достучаться до своего зрителя.
Дмитрий КИСЕЛЕВ, главный редактор информационной службы ICTV:
— Во-первых, национальный украинский характер неопределен, он многолик — как и любой национальный характер. Во-вторых, я думаю, что в России Руслана Писанка не воспринимается как украинка: просто нашли тип, который искали и который востребован в такого рода передачах. Вот и все. Он мог найтись где угодно (например, в Канаде). То, что он нашелся в Украине, я считаю, — чистая случайность. Разные украинцы бывают востребованы — так же, как и разные русские, и я бы не стал здесь заострять внимание на каком-то этническом компоненте. Другое дело — насколько нравится сама передача. Где-то востребована пошлость. Но это — общее горе и для России, и для Украины. А обсуждать индивидуальные характеристики Русланы Писанки я лично не очень готов. Восприятие — индивидуально: одним нравится, другим — нет. Мы, конечно, можем воспринимать отдельные шутки как некий вызов. Но можно воспринимать это и как самоиронию, поскольку все-таки у Украины и России — общие культурные корни. Здесь, мне кажется, грань должна чувствовать прежде всего сама Руслана Писанка. Она должна отдавать себе отчет в том, что ее образ тиражируется, и что каждый человек, который оказывается в подобном положении, кем-то традиционно воспринимается в том числе и как часть культуры (я подчеркиваю — кем-то). И программа, которая, в общем, отличается достаточно пошловатой тональностью, естественно, ставит Руслану в зону риска в этом отношении. И она должна понимать, что ее смотрят и в Украине. А то, что в России могут позволить себе не слишком деликатные шутки по отношению к украинцам... Так, собственно, и в Украине я, скажем, как россиянин сталкивался с подобным отношением к себе. Стандартная ситуация за первый год моего пребывания здесь: я прихожу в компанию, мне говорят: «Ты, конечно, не обижайся, но вот есть хороший анекдот про москалей...» Мы должны понимать, что на бытовом уровне существуют такие «подколы», не всегда в духе английского юмора. В любом случае, мне кажется, что какого-то национального оскорбления для Украины здесь нет, поскольку нация-то — большая, один человек в своем лице не может ее оскорбить либо унизить. И из России, и из Украины по линии так называемого «секс-трафик» уезжают тысячи женщин. Но мы же не считаем, что они представляют за рубежом Россию или Украину, это даже не является предметом общественной дискуссии в наших странах. А если поехала «за пределы» Руслана Писанка, то это вызывает болезненные чувства. Безусловно, она работает в такой чувствительной сфере как ТВ, но отвечает, мне кажется, в большей степени сама за себя, нежели, как говорится, «за всю Одессу».
Ольга ГЕРАСИМЬЮК, автор и ведущая программы «Без табу» («1+1»):
— Поехать работать на заграничном ТВ есть два пути. Одним путем, например, в Москву приезжает Александр Роднянский, который за год приводит малоизвестный, в принципе, канал СТС вплотную к тройке лидеров в российском эфире. С ним едет менеджер по пиару и маркетингу Валентина Руденко. Это путь достойный — когда Россия, страна, имеющая достаточно менеджеров, которых мы считаем за счастье приглашать к себе, нуждается в наших профессионалах. Вот это и есть украинский «брэнд». Украинским «брэндом» является, например, «Океан Эльзы», который знал — успех может быть, если ты не вторичный. Вот так приезжать за границу — еще, конечно, нужно и иметь адекватную самооценку и столь же адекватные амбиции. Можно приехать и иначе — примером чего является и обсуждаемый нами так называемый «брэнд Писанки». Я думаю, что здесь, опять же, нужна соответствующая самооценка, которая часто людям изменяет. Нужно как-то давать себе отчет, что рассказывать о погоде и вести ток-шоу — это две разные профессии. Будучи удачным продуктом менеджерского мнения (я имею в виду Руслану), который когда-то сработал на нашем рынке как оригинальный ход, нужно думать о том, что для того, чтобы еще раз сработать, нужно включить и какие-то другие факторы, кроме природной физической фактуры, и самокритично к этому отнестись. Московская критика на эту передачу во многом строится на высмеивании «хохла». И, ясное дело, что нет никаких шансов этого «хохла» в данном случае защитить. И ясное дело, что мы не преувеличиваем, когда воспринимаем это так, как то, что этот человек представляет Украину, а не просто видим отдельный труд нашей гражданки на других территориях. Здесь нужно, очевидно, также подумать о том, что ты в результате этого труда получаешь. Мне, например, не хочется, чтобы меня как гражданку этой страны представляли в другой стране именно так. Другое дело, что российский проект с российским же с половины ведением (Новоженов) — просто мертв. Я не избавлюсь, однако, мнения о том, что здесь есть и определенная идеология, определенное отношение российских телевизионщиков к тому, какой образ соседа они рисуют. Потому что когда мы приглашаем легионеров к себе, то никому не придет в голову делать из них какое-то посмешище или чучело. Наоборот — все силы бросаются на то, чтобы представить легионера в качестве журналистского идеала, к которому нужно тянуться, так сказать, «хохляцкому» недоученному профессионалу. Как даже определенную миссию соседних коллег — вытянуть нас из болота кондовости. Вероятно, в таком подходе есть что-то провинциальное — нам тяжело сбросить это с себя, как бы высоко мы не вскарабкались по социальной лестнице. Может, это, а, может, и природная толерантность не позволяют нам всерьез пародировать черты так называемого «москаля», которые считаются типичными, как это делается в российской передаче относительно фактуры и интеллектуальных возможностей нашей ведущей. Как говорит моя приятельница Валентина Руденко: весь мир употребляет чеснок и сало, но почему-то приоритеты в его употреблении приписывают украинцам. Вот, по ее словам, и в студии «Страны советов» откровенно несет чесноком. Я думаю, никакой гонорар не стоит того, чтобы тебе на это намекали. Я понимаю, что мои оценки выглядят очень недружелюбными, но, как говорят, истина дороже.
ОТ РЕДАКЦИИ
Еще раз подчеркиваем: мы могли бы рассматривать работу Русланы Писанки на российском ТВ как личное дело украинской журналистки, если бы речь не шла об определенном, навязываемом образе Украины и украинцев. И поскольку это обрело общественный резонанс, мы рассчитываем, что и вы, наши читатели и эксперты, выскажете свое мнение по этому поводу. Возможно, дело не только в запросе в России на определенное восприятие Украины, но и в неготовности нашей страны предложить нечто иное? Является ли конкуренция главным фактором на нашем телевизионном рынке? И если бы завтра какой-либо российский канал захотел заполучить умного, «продвинутого», высококлассного украинского ведущего, то кого бы мы предложили? Какими бы критериями при этом руководствовались? Ждем ваших ответов по адресу: Киев-212, ул. Маршала Тимошенко, 2л. Конт. тел. (044) 414-91-26. E-mail: [email protected]