Можно ли научить свободе слова? Можно ли дать методику, как найти событие? Можно ли приучить наблюдать, быть внимательным к собеседнику? Насколько зависит от личности преподавателя, чтобы те этические нормы, которые он преподает, стали руководством к действию для его слушателей? Эти вопросы тревожат всех, кто работает над воспитанием будущих работников медиа — как в государственных высших учебных заведениях, так и в коммерческих. Факультет журналистики в Международном институте лингвистики и права появился семь лет назад, и, судя по настроениям его сотрудников, — его работа набирает обороты. Дух экспериментаторства здесь сознательно культивируется. Об особенностях подхода к воспитанию кадров для отечественных масс-медиа — в интервью «Дню» декана этого факультета Владимира ГОРПЕНКО (на фото слева)и заведующего кафедрой журналистики Григория КРИВОШЕИ (на фото справа).
— Почему возникла необходимость в создании подобного факультета, ведь у нас издавна существуют государственные вузы, которые традиционно готовят журналистские кадры?
Владимир ГОРПЕНКО:
— По-видимому, мы прошли слишком малую историческую дистанцию, чтобы вполне почувствовать, что на улице иная эпоха. Я не люблю слово «независимость», предпочитаю слово «свобода». По-видимому, потому, что независимость — явление политики, тогда как свобода — явление духа. Первое мы обрели с иллюзорной легкостью, к обретению второго только подступаем. Из сладкозвучного, обманчиво щекочущего лозунга в ощутимо фактурную реальность свобода превращается только тогда, когда у человека появляется практическая возможность осуществлять выбор. Для меня появление различных журналистских школ — это практическое обеспечение свободы на одном из крошечных зернышек нашей общественной жизни. Практически же наличие нескольких журналистских школ хоть и не абсолютно, но является залогом того, что росток таланта не будет заглушен чьей-то личной невнимательностью или роковым стечением обстоятельств. Ему значительно легче будет пробиться к возможности стать журналистом. И наконец — еще одно существенное: конкуренция стимулирует творческую эрекцию.
Григорий КРИВОШЕЯ:
— Есть три особенности подготовки кадров на нашем факультете. Первая — это четкое определение уже с первых дней обучения, кто и что будет из нашего слушателя: если мы взялись за это дело, то гарантируем, что он будет специалистом. Особое наше внимание — к тем детям, которые в первые дни обучения (а подавляющее большинство — еще до начала обучения) проявили этот творческий подход к журналистике.
Вторая особенность. Обучение начинается задолго до первой сессии — в более чем 50-ти подготовительных отделениях по всей Украине. Ориентируемся в первую очередь на глубинку: там столько способных детей!
Мы вместе с Союзом журналистов и редакцией «Молоді України» ежегодно проводим творческий конкурс «Шанс» для школьников. Сейчас — на базе института, а в дальнейшем — в областях, райцентрах, при редакциях местных СМИ, к тому же — решающим в этом конкурсе будет голос именно этих редакций.
Третья особенность нашего учебного процесса — творческие мастерские, функционирующие у нас постоянно. Ими руководят журналисты-практики: Ольга Герасимьюк («1+1»), Александр Глушко (журнал «Вітчизна»), Игорь Паримский (ТК «Дельта»), Татьяна Цимбал («Новый канал»), Янина Потапская, Николай Едомаха («Промінь»). Это не просто ритуальные встречи, они более эмоциональные, и хотя руководители творческих мастерских — в ежедневном расписании, но не ограничиваются отведенным временем. Главная учебная аудитория у нас — редакция, несмотря на то, что у нас есть свой учебный корпус и, казалось бы, все возможности проводить эти занятия у себя. Но практические занятия проходят только в редакциях. Там — и учебно-материальная база, там и профессиональная особая аура, которая влияет на формирование мировоззрения студента.
— Что, по вашему мнению, должен уметь и знать сегодня журналист? Чему вы учите студентов?
В.Г. — Мне представляется, что основное здесь — это умение видеть. Сколько таких молодых людей, которые смотрят и не видят. Жизнь для них идет как будто только общим планом. Без подробностей и нюансов, сопоставлений и различений значимого и второстепенного. Характерную для сегодняшнего дня болезнь сомнамбулизм, в первую очередь — гражданский сомнамбулизм, можно лечить, мне кажется, именно способностью видеть реалии мира. На основании живых наблюдений возникнет потребность в вере, определенных идеалах. А появится потребность — будет и действие. Первая задача, которую мы пытаемся решить, начиная обучение — это разбудить студента, приучить его наблюдать. И только после формирования этого навыка возникает потребность в дальнейшем освоении фундаментальных основ профессии. Кроме того, журналист — это айсберг. На поверхности у него очень мало, а под водой должно быть удивительно много. Но — не энциклопедичность знаний определяет талант журналиста, его талант отличается умением чувствовать чужую боль. И это для нас является основным критерием, по которому мы отбираем своих студентов из числа приходящих к нам абитуриентов. Кроме того, есть целый ряд сугубо прагматичных аспектов, которые отличают наш институт от других вузов. Скажем, наш выпускник свободно говорит на двух иностранных языках. А это определяет абсолютно другие параметры получения информации, и, наконец, самопознание через познание окружающего. Еще одна особенность нашего факультета состоит в ранней специализации и в том, что мы, в отличие от старших своих «братьев» — института в Киеве и факультета во Львове, — больше оказываем внимания аудиовизуальным аспектам специализации журналистики и с этого года, кстати, у нас есть собственная телевизионная студия, которая начинает функционировать.
Один из редакторов, которого мы приглашали на встречу с нашими студентами, высказал мнение, к которому мы прислушались: «Вы на факультете сделайте самое главное — сформируйте интересную, творческую личность. А остальное мы будем помогать вам делать».
— Выборы обнажают «белый» и «черный» пиар. Что — и откуда — знают о нем ваши слушатели?
В.Г. — Должен разочаровать определенный круг читателей, но наши студенты мало интересуются этой проблематикой. С одной стороны — это свидетельство определенной молодости, нехватки опыта, а с другой — за этим стоит, по-видимому, их интуиция, которая, как у каждого здорового человека, говорит: не обращай внимания на то, что там какие-то червоточинки существуют. Ты — молодой живой организм, и поэтому живое победит. Я не думаю, что сегодня черный пиар способен существенно повлиять на волеизъявление человека. Реальность настолько мощно влияет на наше сегодняшнее сознание, что разные искусственные или даже утонченные средства влияния на человеческое сознание отходят на второй план.
— Вы, Владимир Григорьевич, режиссер кино и ТВ, у вас опыт руководства кинофакультетом. Григорий Петрович, вы в свое время руководили отделом СМИ Министерства обороны Украины, а до того — кафедрой журналистики Львовского высшего военно-политического училища. Как этот опыт вам пригодился в коммерческом заведении?
В.Г. — Практически 40 лет я отдал факультету кино и телевидения Киевского театрального института, и кое-чему за это время удалось научиться самому — и продолжать учиться. Я бы даже хотел сказать, что горжусь тем, что являлся одним из небольших звеньев, которые формировали понятие школы украинского обучения кино и особенно — телевидения, которое в Советском Союзе началось с Украины. И все базовые приобретения этой школы, безусловно, остаются при мне и распространяются как нормальный процесс традиций взаимообмена и развития в этих традициях. Все, что было живым в этой школе, — а живого в этой школе было очень много, — абсолютно органично прорастает здесь, на факультете журналистики. К тому же, мы еще открываем отделение кино и телевидения. Именно в этом заведении намного проще решаются и организационные, и материально-технические, и ме тодологические проблемы.
— Как чувствует себя педагогический состав института?
Г.К. — Когда человек чувствует, что его труд будет надлежаще оцениваться, он удваивает свои усилия. Он работает с личностью — и в аудитории, и вне ее, и в редакции. А рынок не дает возможности почивать на лаврах. И профессору, и доценту следует ежедневно подтверждать свое назначение. Важнейший стимул — возможность для преподавателя реализовать себя. Эксперимент на нашем факультете — одна из наиболее существенных форм учебного процесса. Наш диплом, кстати, идентичен тому, который получает выпускник Института журналистики Киевского университета. Мы с уважением относимся к Владимиру Ризуну, Владимиру Здоровеге, Григорию Вартанову, Василию Лизанчуку и используем их педагогический опыт в журналистике. Ищем и свое, ибо этого требует время, ведь если не будет поиска — не будет того результата, к которому стремится преподаватель.
— Кто для вас лично является примером в тележурналистике? Что такое, по вашему мнению, телегеничность?
В.Г. — Что касается телегеничности, то это понятие для меня — не внешнее явление. Среди телевизионных звезд практически нет красавчиков. Телегеничной на телеэкране является личность, как это почти полвека назад определил теоретик ТВ Владимир Саппак, заявив, что ТВ — наиболее пронизывающий, наиболее правдивый рентген личности. Для меня понятие телегеничности — это умение мыслить на экране. Если человек рождает перед камерой мысль, если в нем рождается желание действовать, тогда перед нами — процесс, к которому немедленно будет приковано внимание зрителя, и результат влияния экрана будет существенным. Для меня личным примером были Дмитрий Кабалевский, Алексей Каплер, Сергей Смирнов, особенно последний, потому что я лично наблюдал, какое количество пустой породы ему приходилось извергать на-гора, чтобы добыть крупинку правды. Среди современных — Ольга Герасимьюк. Я очень люблю этого человека — и за женственность, и за ту твердую позицию, которую она занимает в жизни.
— Нужно ли журналисту оружие?
В.Г. — Я глубого убежден, что добро дожно быть с кулаками. Журналист — наступательная профессия, но не коварная. Поэтому, идя в наступление, руководствуюсь лозунгом: иду на Вы. И показывать, что я иду на Вы, — это достойный поступок.