Украинские намерения углубить сотрудничество с НАТО скептически восприняли немало зарубежных политологов и дипломатов. Были и в Украине те, кому евроатлантическая интеграция пришлась не по душе. Одни руководствовались мотивом неспособности Киева взвалить на свои плечи сложность выполнения натовских обязательств, другие критикуют за «неправильный вектор». Слов было сказано немало, не меньше было вместе с этим потеряно и времени (последнее могут признать как сторонники, так и противники контактов Украины и НАТО). Настала пора доказывать свое стремление делами. А багаж недовыполненного, а чаще вообще не сделанного у Украины довольно большой, чтобы сходу заявлять: «Примите нас в НАТО, потому что мы этого достойны!» Не раз говорилось о тех сверхзаданиях, над которыми Киеву следует попотеть, прежде чем вслух заявить не просто о сближении отношений с Североатлантическим альянсом, но и о вступлении в эту организацию. Реформа фактически всех сфер деятельности: армии, экономики, политики. Особенно в Альянсе внимание обращают на два последних критерия. Заявление из Брюсселя, что НАТО превратилось из военно-политической организации в политически-военную, не просто слова. Однако и армейская реформа среди требований Альянса занимает далеко не последнее место. Что сделано, что еще нужно сделать, чтобы Вооруженные силы Украины стали достойными приема в элитный клуб натовских армий — в интервью «Дня» с государственным секретарем Министерства обороны Украины по международному сотрудничеству, национальным координатором от военного ведомства в сотрудничестве с НАТО генерал-полковником Виктором БАННЫХ.
«ГРАЖДАНСКИЙ МИНИСТР — НЕ ПАНАЦЕЯ ОТ ПРОБЛЕМ АРМИИ»
— Трагедия в Скныливе нанесла очередной удар по доверию народа к украинской армии. Опять актуализировался вопрос о гражданском контроле над Вооруженными силами, о назначении гражданского министра, что, между прочим, является одним из условий вступления в НАТО. Оправдана ли такая постановка вопроса?
— События в Скныливе — огромная трагедия. Украинская армия переживает ее очень тяжело вместе с народом Украины и будет делать все от нее зависящее, чтобы такого не повторилось. Но не соглашаюсь с мнением о том, что панацеей, которая сразу решит весь комплекс проблем Вооруженных сил Украины, может стать механическая замена военного министра гражданским. Чтобы эффективно заработал механизм гражданского контроля, необходимо создание целостной полнокровной системы, и мы над этим работаем, готовя необходимые предпосылки для создания гражданского Министерства обороны Украины во главе с гражданским министром. Впрочем, сегодня видно, что причина трудностей в оборонной сфере Украины состоит совсем не в отсутствии гражданского контроля, как утверждается в некоторых средствах массовой информации, а в необходимости перестройки всех сфер жизнедеятельности украинского общества, которая началась с провозглашением независимого, суверенного государства. В частности Конституцией Украины определен политический курс государства на переход к демократической форме правления, предусматривающей конкуренцию за власть на многопартийных основах, гражданский контроль в оборонной сфере, который должен быть дополнен еще и демократическим контролем.
Когда же авторы радикальных взглядов настаивают на немедленном введении демократического гражданского контроля, они не желают осознавать, что настоящая демократия — это форма правления в конфликтном обществе, которому присуща экономическая конкуренция, политическая борьба и плюрализм мнений относительно его будущего развития.
Считаю, что Украина будет готовой к введению демократического гражданского контроля в оборонной сфере только тогда, когда в полном объеме будут проведены демократические преобразования всех сфер жизнедеятельности государства. К тому же кроме политической перестройки нам необходимо построить экономическую сферу на рыночных началах. Об этом свидетельствует опыт демократизации многих стран с авторитарными формами правления. И это процесс не одного года.
В то же время следует отметить, что гражданский контроль существовал с первых дней украинской независимости. Ни одно решение относительно сокращения Вооруженных сил Украины, ликвидации стратегических наступательных вооружений не принималось без согласования с Президентом Украины, Верховной Радой, правительством. Фактически ни одно из заседаний коллегии Минобороны не проводится без участия народных депутатов, представителей средств массовой информации. На очереди реализация новых предложений, которые, возможно, сделают контроль над армией со стороны гражданского общества более жестким.
— В мае этого года Украина задала особый тон сотрудничеству НАТО. Зашла речь о вступлении в Альянс на официальном уровне, однако было решено идти к этой цели обдуманно, без громких заявлений — далее в НАТО. Возможно, скажете, как далеко?
— Ни одного изменения тональности или смягчения формулировок в своих стремлениях к углублению интеграции с Альянсом после 23 мая, когда сделал соответствующее заявление секретарь СНБО Украины Евгений Марчук, не произошло. Киев рассматривает как стратегическую цель процесс евроатлантической интеграции. Конечная цель — углубление сотрудничества с Альянсом, в том числе и вступление в НАТО. Никаких изменений в этом плане не произошло. Но следует помнить, что это дело очень деликатное, ошибки здесь недопустимы. Относительно того, насколько далеко готова идти в этом направлении Украина, то Президент Украины уже говорил: настолько же, насколько готов к этому Альянс. Кстати, так же ответил и Генеральный секретарь НАТО Джордж Робертсон, что НАТО готово настолько идти в сотрудничестве с Киевом, насколько Украина будет готова к этому. Нет необходимости делать какие-то резкие движения, не следует делать необдуманных, декларативных или риторических заявлений. Ведется абсолютно нормальный и спокойный диалог. Спрашивают часто, сколько времени займут эти процессы? Неблагодарное дело делать прогнозы относительно сроков. Следует задавать ориентиры и настойчиво идти к ним.
— Но если мы не будем конкретно заявлять о своих намерениях, то откуда будет знать о нашем стремлении Североатлантический альянс? Например, все понимают, что до вступления в Евросоюз нам также далеко, однако на всех уровнях заявляется: наша стратегическая цель — членство в ЕС. Почему с НАТО Киев ведет себя иначе?
— Без сомнения, декларирование цели очень важно. Другое дело с декларированием действий. Действия не декларируются, они должны выполнятся. Относительно сотрудничества с НАТО, то для армии необходимо проведение оборонного анализа (defense review), чтобы еще раз посмотреть и сверить свои часы с действиями наших коллег, еще раз оценить деятельность наших Вооруженных сил. Этап планирования мы уже прошли, настал период практических действий. Очередная фаза, на мой взгляд, более четко будет сформулирована в Праге во время саммита НАТО.
В МИРЕ НЕТ АРМИИ, ДОВОЛЬНОЙ СВОИМ ФИНАНСИРОВАНИЕМ
— Как вы оцениваете нынешний уровень сотрудничества Украины с НАТО в военной сфере?
— Динамика нашего сотрудничества с Альянсом именно в военной сфере постоянно растет. Ярким подтверждением этого факта стал недавний приезд в Украину для участия в заседании Комиссии Украина— НАТО, посвященного 5-й годовщине подписания Хартии, делегации НАТО во главе с Генеральным секретарем НАТО Джорджем Робертсоном и первый визит за границу, и именно в Украину, новоизбранного Главы Военного комитета НАТО генерала Гаральда Куята. Хотел бы подчеркнуть, что решение СНБО Украины относительно дальнейшего углубления сотрудничества Украины с НАТО не стало неожиданностью для Вооруженных сил Украины. Оно является логическим продолжением работы, начатой в июле 1997 года с подписанием Хартии об особом партнерстве между Украиной и НАТО. В это время в Вооруженных силах Украины вводится целый комплекс мероприятий, направленных на интеграцию в евроатлантические структуры безопасности. Характеризуя нынешний этап наших отношений с Альянсом, следует отметить, что они переходят на новый качественный уровень: необходимо проводить интенсивный диалог.
— Проблема финансирования — одна из самых острых проблем украинской армии. Есть ли какие-то основания надеяться, что ситуация с выделением средств для Вооруженных сил изменится к лучшему в связи с намерениями более глубокого сотрудничества с НАТО?
— В мире вряд ли найдется хотя бы одно министерство обороны, которое было бы полностью удовлетворено уровнем своего финансирования. Министерство обороны Украины в этом не является исключением. Невзирая на требования указов Президента Украины относительно упрочения обороноспособности государства и улучшения всестороннего обеспечения Вооруженных сил Украины, их финансовое состояние остается сложным. Более того, в последние годы наблюдается стойкая тенденция к постепенному снижению финансирования потребностей Вооруженных сил Украины. Они сегодня финансируются по остаточному принципу. Приведу несколько примеров. В 2000 году при минимальной потребности в 4,8 млрд. грн. в бюджете на потребности армии было предусмотрено 2,4 млрд. грн. (51%), а фактически выделено — 2,3 млрд. грн. (48,7%). В 2001 году этот вопрос решался еще хуже. При минимальной потребности 6,7 млрд. грн. в бюджете на нужды Вооруженных сил было предусмотрено 3,3 млрд. грн. (49,7%), а фактически выделено — 3,0 млрд. грн. (45,6%). Не улучшилась ситуация и в нынешнем году. Если в прошлом году Министерство обороны Украины недополучило из бюджета по общему фонду 82,7 млн. грн. от определенных объемов, то только в первом полугодии текущего — уже 83,5 млн. грн. При таком финансировании средств хватает только на выплату денежного обеспечения и заработной платы, оплату энергоносителей, коммунальных услуг, а также продовольствия и медикаментов. Расходы же на боевую подготовку, поддержку в боевом состоянии военной техники и вооружения, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, обновление материально-технической базы войск практически не финансируются. Понятно, что Министерство обороны не устраивает ситуация, которая сложилась с финансированием Вооруженных сил Украины. Но мы знаем, что такая ситуация не устраивает и руководство государства. Начиная с 2003 года, предусматривается постепенное увеличение расходов на оборону с 3,6 млрд. гривен до 15 млрд. гривен в 2010 году. На эти средства очень рассчитывает Министерство обороны для дальнейшего реформирования и развития Вооруженных сил. Они позволят до 2005 года создать боеспособные Передовые силы обороны, а к 2010 году — сформировать организационную структуру модели Вооруженных сил Украины образца 2010 года для дальнейшего оснащения войск новейшими образцами вооружения и военной техники. Что касается оптимального варианта финансирования, то его не нужно придумывать. В соответствии с Законом «Об обороне Украины» финансирование потребностей национальной обороны государства, объемы которых должны составлять не меньше 3% от запланированного объема валового внутреннего продукта, должно осуществляться исключительно за счет бюджета. Однако сегодня с учетом экономического положения государства минимальная потребность на национальную оборону определяется в значительно меньших объемах — на уровне 1,3—1,5% объема ВВП. При таком удовлетворении потребностей Вооруженных сил Украины процесс интеграции украинской армии к стандартам НАТО может растянуться на длительное время. Ведь одним из критериев для страны-кандидата для вступления в Альянс является выделение средств на потребности вооруженных сил в объемах не меньше 2,2—2,5% от ВВП.
ПРИБЛИЖЕНИЕ К ЕВРОАТЛАНТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ
— Какими темпами продвигается реформирование оборонной отрасли в Украине?
— Реформирование Вооруженных сил Украины осуществляется в соответствии с Государственной программой реформирования и развития Вооруженных сил на период до 2005 года. При этом главной целью предусматривается создание на основах оборонной доктрины современных, с характерными признаками евроатлантической модели Вооруженных сил — оптимальных по численности, многофункциональных, мобильных, профессионально подготовленных, хорошо вооруженных, всесторонне обеспеченных, способных выполнять возложенные на них задачи в любых условиях и, в то же время, не слишком обременительных для государства. Для достижения этой цели предусматривается усовершенствование уже ранее созданных элементов военного организма за счет улучшения их качественных параметров. В первую очередь, это касается: создания в составе Вооруженных сил новых функциональных структур компонентов Вооруженных сил. В первую очередь, речь идет о Передовых силах обороны как прообразе будущих Вооруженных сил, дальнейшем реформировании органов военного управления и распределении управленческой деятельности на военно-политическое и оперативное руководство, о постепенном переходе к профессиональной армии с одновременной активизацией патриотического воспитания населения; об усовершенствовании кадровой политики.
— Какое соотношение между сделанным и тем, что еще нужно сделать для приближения к стандартам НАТО?
— Для создания новых функциональных компонентов в составе Объединенных сил быстрого реагирования, которые входят в состав Передовых сил обороны сформированы авиационная группа (оперативного назначения) Военно-воздушных сил и эскадра разнородных сил Военно- морских сил. Продолжается создание корпуса быстрого реагирования в Сухопутных войсках. За счет целенаправленного финансирования, спланировано поэтапное наращивание боеспособности Передовых сил обороны. Кстати, в текущем году завершится его первый этап, в конце которого будут готовы к выполнению задач по назначению около 40 подразделений различных видов Вооруженных сил. В этом году осуществлены меры относительно постепенного перехода к трехвидовой структуре Вооруженных сил Украины. Продолжается процесс перевода Вооруженных сил на корпусную и бригадную структуру которая дает возможность ликвидировать дивизионные комплекты войск. В рамках объявленной Президентом Украины административной реформы ликвидирован институт заместителей Министра обороны Украины, введены должности двух Государственным секретарей, уточнены полномочия, функции и задачи Министерства обороны Украины и Генерального штаба Вооруженных сил Украины. Главным приоритетом военной реформы стал курс на постепенный переход к комплектованию Вооруженных сил Украины военнослужащими, которые проходят службу по контракту. На сегодняшний день в Вооруженных силах Украины проходят службу около 35 тысяч солдат, матросов, сержантов и старшин по контракту, что составляет 22% от штатной численности этой категории военнослужащих. При этом численность указанной категории увеличилась в прошлом году на 5 тысяч человек, половина из них была направлена для комплектования Передовых сил обороны. В этом году спланировано увеличение военнослужащих, которые проходят службу по контракту, еще на 5 тысяч человек, в том числе количество таких должностей в частях Передовых Сил обороны будет доведено до 35%. Современность требует от нас внедрения в жизнь и общемирового принципа — ротации службы офицерским составом. В соответствии с этим предусматривается чередование службы офицеров и генералов в войсках, высших органах военного управления и учебных заведениях. Кроме того, будет уменьшена существующая диспропорция между количеством сержантов, солдат и офицерским составом. На конец 2005 года она будет составлять 1:4,2 и в дальнейшем будет меняться до 1:4,6 в 2010 году и 1:5 — в 2015. Безусловно, результаты могли бы быть еще более весомыми. Но на них также отразилось недостаточное финансирование. Так, при потребности на реализацию мероприятий Государственной программы в 2001 году в 450 млн. гривен бюджетом для ее выполнения было выделено 350 млн. грн., а профинансировано — 179,2 млн. грн. В 2002 году эти показатели составили соответственно 550 млн. грн. и 254,6 млн. грн., что составляет 46,3% от минимально необходимой потребности. Особую обеспокоенность вызывает хроническое недофинансирование Государственной программы даже в рамках утвержденных Государственным бюджетом. Так, в первом полугодии 2002 года на реализацию мероприятий Государственной программы из запланированных 96,3 млн. грн. поступило только 29,8 млн. грн., что составляет 30,9%.
— Чувствуете ли вы поддержку со стороны НАТО?
— Одним из направлений сотрудничества с НАТО является содействие со стороны Альянса проведению военной реформы в Вооруженных силах Украины и в государстве в целом. С этой целью в октябре 2000 года в штаб-квартире НАТО во время заседания Общей рабочей группы Украина — НАТО по вопросам военной реформы впервые было предложено использовать механизмы оборонного планирования НАТО для потребностей внутренней национальной военной реформы. В рамках выполнения этой задачи Министерством обороны и Генеральным штабом был спланирован целый пакет мероприятий, которые и содействуют дальнейшему приближению национальных Вооруженных сил к соответствующим стандартам НАТО. Особое значение эта работа приобрела после майского решения СНБО Украины. Для реализации определенных задач Министерством обороны выработан и начал осуществляться План первоочередных мер, направленных на повышение эффективности военного сотрудничества с Альянсом. К этому хочу добавить, что Украина еще с 1995 года активно сотрудничает с Альянсом. Основной формой двухстороннего сотрудничества с НАТО для Вооруженных сил Украины является участие в мероприятиях программы «Партнерство ради мира». О широком привлечении подразделений Украины к этим мероприятиям свидетельствует постоянное участие во многонациональных военных учениях, часть которых проходит на территории нашей страны («Щит мира», «Си Бриз», «Кооператив Саппорт» и другие). Обучение по миротворческой, поисково-спасательной, гуманитарной тематике, мероприятия, связанные с ними, наиболее полно содействуют достижению совместимости вооруженных сил Альянса и стран-партнеров.
СЮРПРИЗОВ И ПОДАРКОВ НЕ БУДЕТ
— Не раз говорилось, что Украина готовится в ускоренном режиме к саммиту НАТО в Праге, который состоится в ноябре. Не могли бы вы приоткрыть таинственную подготовительную завесу и сказать, какой сюрприз Киев готовит во время пражской встречи?
— Украина ни каких сюрпризов не собирается делать...
— А подарков?
— И никаких подарков. Мы делаем то, что необходимо для нашего государства. Делать какие-то сенсации или преподносить кому-то сюрпризы, подарки — неблагодарное дело, и не нужно им заниматься. Нужно идти к той цели, которая сформулирована руководителем государства, СНБО Украины, нашим правительством.
— Хотя бы намекните тогда, чего ждать от Киева в Праге и что это даст Вооруженным силам Украины?
— Думаю, будут определены более четкие параметры проведения дальнейшего интенсивного диалога и углубления сотрудничества с Альянсом. В свою очередь Вооруженные силы Украины получат более четкие ориентиры для сотрудничества с НАТО. Хотя сегодня они для нас достаточно понятны, но, возможно, в рамках интенсивного диалога они будут более четкими по месту, времени и по принципам выполнения.
— Часто приходится слышать, что Украина опоздала со своим решением относительно углубления интеграции с НАТО, что ее членство в Альянсе было бы более возможным, если бы для Киева существовала какая-то угроза со стороны России. Вам приходилось слышать такое мнение в стенах штаб-квартиры НАТО?
— Моя личная точка зрения заключается в том, что Украина, исходя из возможностей экономики, политических реформ, которые проводятся, двигается постепенно, но твердо в направлении евроатлантической интеграции. Для этого необходимо подготовить общество, завершить начатые реформы в Вооруженных силах и в государстве в целом. И не нужно придумывать какие-то формулы относительно зависимости нашей евроатлантической интеграции от угроз со стороны России. Неужели для вступления в Альянс, нам требуется искусственно создавать образ врага? Думаю, это абсолютный абсурд. Не стоит напоминать, что значит Россия для Украины. Считаю неправильным построение наших отношений с НАТО на основе противостояния с Москвой.
— Существует ли в уставных документах НАТО условие о неприсутствии иностранных военных формирований на территории будущей страны-члена?
— В соответствии с планом действий относительно членства в НАТО, принятого во время Вашингтонского саммита НАТО в апреле 1999 года, основными политическими условиями вступления в эту организацию являются разрешение международных споров мирным путем; воздержание от угрозы применения силы, решение мирным путем межэтнических конфликтов и внешних территориальных споров. О не присутствии иностранных военных формирований речь не идет. Относительно приема новых членов статья 10 Североатлантического договора говорит: «Стороны могут по взаимному соглашению пригласить любое другое европейское государство способное развивать принципы действительного Договора и делать свой взнос в упрочение безопасности Североатлантического региона, присоединиться к действительному Договору».
— То есть присутствие Черноморского флота России в Украине не является препятствием нашей интеграции в НАТО?
— Я не вижу здесь никаких проблем. За последние годы мы с Россией очень много вопросов решили, подписав целый ряд документов. И мы этим удовлетворены. Понятно, еще остались определенные экономические, финансовые и социальные проблемы, которые требуют дальнейшей доработки и регулирования в правовом поле, но они выходят за рамки компетенции оборонного ведомства. Впрочем, для их решения есть политическая воля и Украины, и России.
— Как вы оцениваете возможность вступления Украины в НАТО авансом? Скажем, Украина разрабатывает детальную программу реформирования военной отрасли и, начав ее, входит в Альянс, как, например, произошло с Венгрией, которая военную реформу планирует завершить только в 2010 году.
— Хотел бы подчеркнуть, что основным условием для вступления в НАТО является реорганизация не только военной сферы, но и всего общества на общеевропейских, демократических началах. Ведь реформирование Вооруженных сил Украины по стандартам НАТО — это только часть общегосударственного дела относительно трансформации всего общества на пути интеграции к европейским и евроатлантическим структурам. Пример Венгрии для нас не показателен потому, что успешные реформы в экономике, социальной и политической сферах в этой стране уже осуществлены. Украине еще необходимо пройти этот непростой путь. И если в Вооруженных силах Украины уже четко очерчены ориентиры и определены приоритеты относительно интеграции в евроатлантические структуры, то другие проблемные аспекты реформирования общества еще нуждаются в своем решении.