Каждое издание живет по своим законам и выполняет свою, выражаясь возвышенно, миссию. Кто-то заявляет о желании работать во имя нациоформирования, кто-то преследует просветительские цели, а «Факты» уже на протяжении 10 лет рассказывают о жизни — такой, какой она есть. Некоторые считают это недостойным, вписывая газету в разряд «желтой» прессы. Хотя, наверное, на самом деле прав читатель, который уже на протяжении десятилетия «за» «Факты», как говорится, голосует рублем. О том, где скрыт залог стабильной популярности газеты — наш разговор с главным редактором «Фактов» — Александром Швецом.
— «Фактам» — 10 лет, тираж газеты — более 700 тисяч экземпляров. Как вам удается удерживать своего читателя?
— Нужно любить и уважать читателя так же, как себя. Нужно постоянно об этом думать. Так же, как, хотим мы того или нет, мы постоянно думаем о себе и о своих родных и близких. Потому что так устроен человек: он постоянно думает, удобно ли ему, все ли в порядке с его родными, не голоден ли его ребенок и как он сейчас. Точно так же нужно постоянно думать о читателе, нужно проживать свою жизнь вместе с читателем, думая о том, какими проблемами он сейчас живет. И все время проверять это на себе, потому что читатель — это такой же человек, как и мы с вами, он живет такими же проблемами и ему так же больно, когда рушится дом или болеет его ребенок. Ему так же страшно, когда происходят политические потрясения. И когда вы постоянно о нем думаете, и не один раз в виде благотворительности или к какому-то празднику, а когда вы делаете это постоянно и живете этим, то читатель не может этого не чувствовать. Каждую верстку мы смотрим с точки зрения удобства для читателя — чтобы его не раздражало что-либо во внешнем виде газеты или некорректность наших корреспондентов по отношению к тем, кого он может уважать. Некорректности, а тем более грубости, не должно быть вообще никогда и ни при каких обстоятельствах. Это оскорбляет и нас самих, и наших читателей. Для кого-то эти вещи могут показаться мелочами, на которые не стоит обращать внимания в журналистской и редакторской работе. Для меня это не мелочи, а основополагающие принципы работы с читателем. Он это чувствует и ценит. Поэтому нам столько лет и, наверное, поэтому нам удается удержать своего читателя.
— Каким вы вообще видите своего читателя? Что он, по вашему мнению, ценит в газете «Факты»?
— Отчасти я уже ответил на этот вопрос. То, о чем я говорил выше — это то, что он ощущает на уровне подсознания. Удобство в форме подачи, в интонации, в корректности описания тех или иных событий — это так или иначе делает прочтение газеты комфортным. Профессионально он, может быть, и не способен не дать этому оценку, но он этот комфорт чувствует в газете, которая отвечает его чаяньям, ощущениям, мироощущениям по поводу того, что происходит у нас в стране и в мире. Это располагает его к газете и ценит он именно это. Вот, например, по какому принципу создаются центральные материалы, являющиеся стержнем газеты. Это житейские истории, очень характерные для жизни наших людей, характерные для того, что наиболее в тот или иной момент беспокоит их. Эти житейские истории — как документальные телесериалы с реальными, не придуманными, героями, которые живут среди нас и живут нашими проблемами и бедами. Герои, которым можно реально помочь, потому что они прямо здесь, рядом — в нашем городе или в соседнем. И от того, сможем ли мы отреагировать на их беду и помочь, зависит жизнь их детей, семей. И когда читатель помогает этим людям, он видит результат и то, как меняются их судьбы прямо у него на глазах. Иногда он даже может наблюдать эти житейские сериалы с его же участием. Это очень крепко привязывает читателя к газете. Я это знаю по себе, по своим знакомым — начиная от коллег в коллективе, до очень далеких знакомых, которые участвуют в судьбах наших героев. Сначала они выясняют их координаты, что им нужно и каким образом это передать. А потом рассказывают о своих впечатлениях, о том, как они кому-то помогли и о том, как меняется к лучшему жизнь этого героя. Это ведь настолько здорово! Наши читатели начинают понимать, что нельзя жить только собственными бедами. Мы газета массовая, мы голословно не призываем помочь всему миру, потому, что всему миру помочь невозможно. Помогите тому, кому можно помочь. И пусть сегодня это будет один человек, а завтра — другой. Вот тогда мы что-то сможем изменить в нашей жизни и, по большому счету, в жизни нашей страны.
Наша газета житейски сориентирована, но, кроме этого, еще и социально и политически, но мы не можем рассуждать всерьез о политике, потому что для этого существуют серьезные общественно-политические издания. Такие, как глубоко уважаемая мною газета «День», с главным редактором Ларисой Ившиной, с которой я давно знаком и дружу. Мы не делаем ставку на четкую социальную или политическую определенность, эта определенность скорее житейско-проблемная.
— Несколько лет назад вы были гостем «Дня» и говорили о тонкостях массовой журналистики. А где грань между массовой и «желтой» прессой. И как «Фактам» удается балансировать на ней?
— Я не очень люблю анекдоты, но в нашей газете анекдоты выходят на последней полосе и я сам отбираю их. Потому, что не каждому дано ощутить грань. Я люблю слушать хорошие анекдоты. Правда, не умею их хорошо рассказывать, потому что для этого нужен талант. Есть анекдоты хорошие, а есть похабные. Именно в этом разница. Одни анекдоты вы воспринимаете нормально. Другие — не воспринимаете вообще, потому что там бывают маты-перематы, хамство, о котором невозможно говорить в присутствии женщин и интеллигентных мужчин. Вот мой ответ. Можно говорить обо всем, кроме недостойного говорящему. Нельзя допускать хамства, подглядывания через замочную скважину. Да и вообще подглядывать нельзя. Если эти «заповеди» соблюдены, значит это добропорядочная газета, каковой я считаю газету «Факты». А если периодически или системно они не соблюдаются, значит это непорядочная газета. Очень часто желтая пресса допускает то, чего мы, массовое издание, допустить не можем.
— То есть вы классифицируете свое издание как массовое? — Массовая добропорядочная газета.
— В том же интервью для «Дня» вы говорили о том, что главное для редактора — это читательский спрос и коммерческий успех. Неужели это — единственные столпы, на которых должно быть построено качественное издание?
— Конечно же, нет. Читательский спрос — это как фасадная часть этих столпов. Потому, что это — конечный результат того, о чем я говорил, отвечая на предыдущие вопросы. Столпы качественной журналистики — это профессионализм и порядочность тех, кто делает издание. Для меня — это два понятия, определяющих качественную журналистику. Если есть и то и другое, то качественный продукт всегда может быть создан — раньше или позже.
— У вас достаточно конкурентов. Так, газета «Сегодня» руководствуется схожей с вашей концепцией. В чем уникальность «Фактов», выражаясь языком маркетинга, уникальное торговое предложение, которое обеспечивает стабильно высокий тираж и приверженность читателей?
— Мы — газета отличная. От других. А наше отличие, в том числе, от других массовых изданий в том, что, кроме освещения всех иных вопросов, которые в большей или меньшей степени могут интересовать читателя, у нас есть стержень. И стержнем являются те самые житейские истории. Они не выдуманные, не оторванные от нашего времени, от нашей с вами жизни. Это истории из самых болевых точек нашей жизни. Рассказы о том, как человек попадает в характерную для нашей жизни непростую житейскую ситуацию и как находит из нее выход. Это касается не только болезней, трагедий на дорогах, мошенничества и прочих вещей. Резонансность основных наших материалов построена на специфических принципах: это резонансно интересные материалы и резонансно полезные — такие, из которых может извлечь урок каждый читатель.
— А идеальный корреспондент «Фактов» — каким он должен быть?
— Идеальных людей не бывает. Нет и идеальных корреспондентов, редакторов и идеальной газеты тоже нет. Максимально подходящий для концепции нашей газеты журналист — это тот, который придерживается наших принципов, творческой концепции нашего издания, когда в основе публикации лежит резонансный факт, восстановленный для читателя устами героев, свидетелей этой резонансной истории, экспертов и журналиста. Среднестатистический образцовый, идеальный журналист «Фактов» придерживается этого подхода, является человеком порядочным и профессионалом. В принципе, близки к этому образу очень многие мои коллеги, но идеальных нет.
— Как вы видите стратегию развития газеты в дальнейшем? Будет ли изменяться концепция, рубрики, верстка или «Факты» останутся «Фактами»?
— Кардинально — не будет. Буквально на днях изменила свой облик газета «Украина молода». Хорошая, профессиональная газета, она так изменилась внешне, что я не могу к этому привыкнуть. Может быть, со временем ее читатель к ней привыкнет, но я не сторонник кардинальных перемен. Я бы не хотел, чтобы кардинально изменялась газета «День». Я привык к ней такой, какая она есть, я ценю ее такой и держусь за нее, именно такую. Точно также мне кажется, что «Факты» сложились. Вам нравится «украинский» хлеб? Мне он нравится с детства. Он мне нравится еще и потому, что он одной и той же формы, одного и того же цвета, одного и того же вкуса, одного и того же запаха. Я не хочу, чтобы он через какое-то время стал другого цвета и квадратной формы, с другим запахом. Тогда я поменяю свой вкус и перейду на что-нибудь другое. Мне нравится он такой, каким я его знаю, живя в Киеве всю свою жизнь. Главное в хлебе — чтобы он был свежим. То же самое с газетой. Если она понравилась читателю и много лет он любит ее такой, то главное в ней для читателя — чтобы она была свежая.