В числе законопроектов, доставшихся «в наследство» нынешнему парламенту от Верховной Рады предыдущего созыва, — Налоговый кодекс. По мнению предпринимателей, занимающихся малым бизнесом, данный законопроект, при многих его положительных сторонах, фактически отменяет существующую ныне систему упрощенного налогообложения. Публикуя письмо Александра Карпеца, мы приглашаем всех заинтересованных лиц и экономистов высказать свое мнение по поднятым в нем вопросам.
Новый Налоговый кодекс должен подвести черту под нашими многолетними «налоговыми страданиями» и ввести, наконец, поток множества инструкций, положений, порядков, законов и бесконечных изменений к ним в рамки если не цивилизованные, то хотя бы укладывающиеся в понятия простой человеческой логики. Этот кодекс заочно окрестили «самым либеральным в мире». На мой взгляд, это, мягко говоря, не так, даже по сравнению с соседней Россией, особенно в части налогообложения физических лиц, т.е. подоходного налога с граждан. Но самое главное — в проекте Налогового кодекса отсутствует упрощенная система налогообложения и отчетности, подобная той, что действует сейчас. Нынешняя система касается малого бизнеса — среднего класса, о коем так пекутся государственные мужи. Ее суть заключается в том, что при ограниченных объемах продаж до одного миллиона гривен юридические лица имеют право платить умеренный единый налог с оборота, освобождаясь от уплаты налога на прибыль, начислений на Фонд заработной платы, в ряде случаев — налога на добавленную стоимость и т.д. С частными предпринимателями — еще проще. При ограничении объема реализации полумиллионом гривен и уплате, независимо от результатов деятельности, налога максимум в 200 гривен, предприниматель не платит больше ничего. Такая система была введена известным Указом Президента, который в соответствии с переходными положениями Конституции Украины имеет силу закона. А изменения к Декрету Кабинета Министров Украины «О подоходном налоге с граждан» дают возможность многочисленному торговому люду платить за торговый патент всего 100 гривен при условии уплаты рыночного сбора и не вести никакой отчетности.
Положительным моментом данной системы является то, что она позволяет:
— зарабатывать на жизнь и содержать себя и свою семью;
— законно платить умеренный налог, а утаивание доходов становится абсурдным, вследствие чего база для развития криминала уменьшается;
— вывести деньги из тени: мелкий предприниматель отучается платить наличными из кармана в карман, а привыкает пользоваться услугами банков, как принято в цивилизованном мире;
— значительно упростить отчетность, т.е. дать возможность людям работать, а не заниматься бумажной суетой.
Бюджет от такого уменьшения налогов только выиграл. В 2001 году его доходы от единого налога уже составили один миллиард гривен — и это не предел. Значительное уменьшение налогового давления привело к значительному же увеличению поступлений в бюджет за счет вывода из тени доходов граждан и активизации предпринимательства. И этот процесс нарастает. Но до тех пор, пока не будет принят новый Налоговый кодекс, в котором, на мой взгляд, сознательно проигнорирована указанная форма взаимоотношений государства и налогоплательщиков.
В связи с этим возникает вопрос: чего добиваются наши законодатели? Чтобы бизнес опять спрятался в тень? Но наш многоопытный налогоплательщик найдет десяток способов уйти от налогов. А выявить и наказать несколько миллионов экономически активных граждан — не хватит никакой налоговой милиции. Кому это нужно?
Согласно упомянутому Указу Президента, 23% единого налога с юридических лиц и 43% — с физических идет в местный бюджет, который содержит медицину, образование и культуру; 15% — на социальное страхование. Частный предприниматель отдает ежемесячно 84 гривни в Пенсионный фонд. Если же у него есть наемные работники, то еще больше. А многие крупные фирмы, показывая минимальную зарплату в 140 гривен, выплачивают с нее в Пенсионный фонд всего 45 гривен.
С социально-экономической точки зрения, отмена упрощенной системы является абсурдом. Но есть еще одна сторона — социально-психологическая. Заплатив разумный, а потому выгодный и обществу, и бизнесу налог, ведя простую и ясную систему учета, предприниматель чувствует себя свободным человеком. Его нельзя поймать на неуплате налогов, на ошибках в бухгалтерском учете, по сложности которого мы обошли всю планету. Такому бизнесмену нельзя «впаять» штраф, пеню, недоимку. У современного бизнесмена на подсознательном уровне сидит комплекс виновного и готового в любой момент дать взятку, чтобы отстали и дали возможность жить и работать. Эта ментальность — не наследие недалекого советского прошлого, а результат деформаций в общественной психике последнего десятилетия. Предприниматель, который вынужденно становится преступником, легко управляем, а потому значительно более удобен для нашего бюрократического аппарата, чем свободный индивид, добровольно и сознательно уплативший умеренный налог, а потому имеющий возможность поставить на место любого клерка.
Принятие демократического Налогового кодекса с упрощенной системой налогообложения демократизирует общество, отмена упрощенной системы — шаг назад. Это понимают ответственные политики — лидер СДПУ(О) Виктор Медведчук четко заявлял о своей поддержке упрощенной системы налогообложения. Многое в этом вопросе зависит от Президента, который вправе наложить вето на Налоговый кодекс, если там не будет упрощенной системы. Но больше всего зависит от общества — если оно сумеет организоваться, если не возобладает классическое «моя хата с краю», если предприниматели заставят бюрократию с собой считаться, то мы выберемся, наконец, из экономической ямы, которую сами себе рыли все эти годы.
P.S. Глава Госкомитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства Александра Кужель в «Дне» №230 за 2001 г. сообщила, что в Налоговом кодексе предусмотрен раздел об упрощенных системах налогообложения. Вместе с тем г- жа Кужель признает, что «по предварительным оценкам, общая налоговая нагрузка возрастет на 3—4%». По мнению главы Госкомпредпринимательства, нынешний проект Налогового кодекса нуждается в пересмотре и общественном обсуждении. Возникает вопрос: в чем же суть упрощенных систем налогообложения, содержащихся в новом кодексе? Ведь до сих пор широкие массы налогоплательщиков не ознакомлены хотя бы с его основными положениями.