Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

ПЕРМАНЕНТНЫЙ ПАРАЛИЧ по-украински

7 декабря, 2001 - 00:00

…Каждый раз с приближением очередной избирательной кампании с нетерпением жду, кто и какое коленце выкинет на этот раз, потирая руки в ожидании дутого электорального урожая? Но коленце не простое, а такое, чтобы в который раз впрыснуть адреналин в застывшую кровь украинского общества! Думаю: интересно, реинкарнация какой же временной имиджмейкерской идеи осуществится на глазах нашей Украины, которая какой год подряд колебается, как девушка на выданье, между стратегическими партнерами, партнерами особыми и просто партнерами? Выборы — это всегда своеобразная политическая Маланка, Переберия, сказали бы в Карпатах. И каждый, кто услышит в себе толчок политического язычника, переодевается, как ему заблагорассудится. На днях подумала: нынче на отечественных просторах что-то многовато желающих досрочно маланковать…

Дождались! — с облегчением вздохнули и самые черные пессимисты и, по-видимому, облегченно вздохнул популярнейший беллетрист-фантаст на темы альтернативной истории Василий Кожелянко: будет сюжет для очередной книги — в Украине (после де-факто) скоро наступят времена официального двуязычия де-юре.

…Тем временем каждое утро я опять слушаю «брехунца». Посол США в Украине Карлос Паскуаль выступает на вручении земельных сертификатов жителям Киевской области. Думаю, вскоре господин посол уже сможет давать уроки украинского языка украинским чиновникам. Вечером включаю телевизор. Ольга Герасимьюк рвет душу трогательной историей любви парня из африканского континента к украинке. У парня кожа — как украинский чернозем. И язык его — еще немного, и вот тебе волынский диалект. «Так я же ее люблю», — как будто и не понимает негр вопроса ведущей, почему он разговаривает по-украински и показывает глазами на жену. Моя мама вздыхает, с раздражением выключая какую-то цирковую программу: «Уже медведя научили ездить на велосипеде…» Это, мама, медведи, а у нашего феноменального госслужащего, ну нет интеллектуальной способности для артикуляции — и все тут… Он скорее всего выучит английский, своих детей отправит в колледж восточных языков, а для украинского — у него язык отняло. Вот кому — украинскому чиновнику с его упорством — было идти в воины УПА: не сказал бы ни слова даже под страхом пыток…

…В последнее время такое впечатление, что крупнейшим провокатором общественной нестабильности в Украине с большим успехом могла бы выступать сама власть и ее главные носители и содержатели. Представляете, какая очередь выстроилась бы в номинации «Провокатор» в «Человеке года»?! Не бойтесь ЦРУ, ФБР, ФСБ и майора Мельниченко вместе взятых. Найдите какого-то заезжего, а лучше шароварного советника или имиджмейкера, допустите его в нужные кабинеты и пусть он подбросит подобную провокационную идею и вложит ее в уста, желательно какого-нибудь первого лица. Это будет выстрелом сигнальной ракеты для всей той перепуганной челяди, которая стоит приступом в очереди за номерным знаком в украинский парламент, как стоял когда-то турок под Хотинской крепостью. Ради этого каждый из них готов делать из себя дурака и выдавать за сумасшедшего. Психологи и психиатры считают, что так действуют люди, парализованные страхом. Эй, господа, это же очередь за номером в парламент, а не в концлагерь! Ощущаете разницу?

А потом пусть этот имиджмейкер или же шароварник, подбросит, ну, для первого раза, название политического блока — «За единую Украину» (ЗаЕдУ). Пространство для фантазии — Господи милосердный! Сосед меня спрашивает: « Ты не знаешь, что это за герпес появится в нашем новом парламенте». «Герпес?! — я даже не смеюсь. «А ты что, не знаешь, что такое ЗаЕДа с ударением на первом слоге? Герпес, инфекция». Герпес герпесом, а я себе думаю: а почему и у кого возникла потребность навязывать антиконституционное обществу мнение, что Украина не является единой? Разве она расчленена, как в 18-ом году между тремя империями и петухи в ней поют на три государства? Разве в Украине уже гарцует всадник на белом коне — новейший собиратель украинских земель в единое государство?!.

…Любимый мой господин Президент! Покажите мне этого вашего врага, кто вам нашептал, что русский язык чувствует себя в Украине иностранным? Он хочет у вас выторговать очередной стратегический объект? Так пусть торгуется, как бизнесмен, а не как шулер.

Покажите мне, разработчики проектов закона о языках, одного языково дискриминированного государством — я дам ему милостыню и пожалею, как сиротину…

… И пусть не приписывает мне никто непонимание проблемы и не подменяет понятия. Говори, Украина, пока что как можешь или как умеешь. Даже на языке Верки Сердючки. Такая ты теперь и ничего не сделаешь, как говорил когда-то Станислав Людкевич. Такой твой быт и такая твоя судьба. Пока что!

А речь идет об официальном (читай — государственном!!!) двуязычии. О применении языка «в работе органов государственной власти и местного самоуправления, что предусматривает ведение документации и делопроизводства, а также при проведении официальных заседаний» ( цитата из проекта закона). И я думаю: ну, не в состоянии наше старое чиновничество, первые записи в трудовых книжках которого появились со времен их прихода в партийные органы, потом их кабинеты оставались теми же на протяжении десятков лет, лишь названия должностей видоизменяются до сих пор, перейти на язык государства, которое им платит зарплату, позволяет себя разворовывать и презирать. Правильно — поэтому оно и не состоятельно. Это только в свое время румыны на Северной Буковине давали жару буковыми палками, если руснаки (украинцы) в примарии (сельсовете) говорили не по-румынски. И правильно делали. Но еще в 1940 году ушла из Северной Буковины румынская власть — а моя 72 летняя тетя до сих пор говорит на румынском языке, но на румын зла не держит. Говорит: какая власть — такой язык. Я не могу ей возразить.

Понимаю: для нашего чиновничества поздно играть в жмурки с языком. Но есть отличный способ не морочить голову. Есть молодежь, которая таки хочет и может работать на государственной службе. Пусть идет молодежь во власть. Она у нас умная. Она арабской вязью вышивает и любовные письма японскими иероглифами пишет, если у нее есть стимул… Почему не дать стимул молодежи?

…Моя коллега — писательница Евгения Кононенко очень точно дала название нашему с вами времени: имитация. Но, господа, не такая же безбожная и безжалостная имитация любви к своему государству, стране и обществу, которая, скорее, смахивает на ненависть! «Так я же ее люблю!» — подсказывает нам негр, который, кроме украинской женщины, которая родила ему детей, любит и эту страну, и этот язык.

…Прости мне, читатель, мой сегодняшний сарказм и непоследовательность. Я могла бы оперировать цифрами и доводами. Я это сделаю в другой раз. Просто то, какой гвоздь в очередной раз забивают в темя нормальным людям Украины, — это за пределами боли и логики одновременно. Достали! Я хорошо знаю, что политики — они трюкачи, наперсники, эквилибристы. Игра — их хлеб. Они сегодня думают, что они дают Ивану Михайловичу Дзюбе Героя Украины, и сегодня же плюют ему в лицо, думая этого никто не понимает. Они играют человеческими судьбами и судьбой государства — как кубиком Рубика. Но за все наступает расплата. Не сегодня — так завтра. Не после выборов — так в какой-то день, которого никто не знает, кроме Всевышнего. Даже большевики признавали факт расплаты, ибо также молились о времени расплаты. Физики лучше меня знают, что случается с пружиной, которую сжимают до последнего. И лучники знают о судьбе натянутой тетивы.

…Я понимаю, что никакого узаконенного двуязычия на самом деле не будет. И эта политическая Маланка — выборы — пройдет, как проходит все в жизни.

Но вам не кажется, что время расплаты приближается?

P.S. …Мне никогда не приходило так много писем после обычной газетной статьи («Информационное пространство и дебилизация общества. Кому это выгодно?», «День», 31 октября этого года). Но удивила не их количество — а обратные адреса: Никополь, Луганск, Донецк. Разрезала конверты и думала: ну, и всыплет же мне, «западенке», мой восточный читатель за «украинские мотивы». Всыпал… полной поддержкой: «Я подписался бы под каждым вашим словом».

А вы слушайте время от времени, каким богатым становится украинский язык Анатолия Кинаха, Виктора Януковича и Юлии Тимошенко. Неужели все дело только в стимулах?!

Мария МАТИОС, писательница
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ