Автор уделяет в статье достаточно внимания неурядицам, которые имели и имеют место в христианском мире. Однако отнюдь не хочет признавать, что главная их причина — в том расколе 1054 года. Наоборот, соглашается с выводом, который делается в газете «Поступ» от 15 мая 2001 года: «Все это следствие того, что мы отошли от своего исторически определенного Цареградского (Константинопольского) истока...».
Как «верный православный», Н. Клиновой категорически против распространения католицизма в Украине (что совпадает с позицией Русской Православной Церкви Московского Патриархата и ее филиала в Украине): «Сегодня попытки дальнейшего окатоличивания нации продолжаются. Формируются новые греко-католические приходы и молодежные организации по всей Украине, особенно на ее Востоке и Юге, включая Крым. Усиленными темпами ведутся подготовительные работы к строительству кафедрального Греко-католического храма в г. Киеве. Энергично предпринимаются попытки возглавить все новые инициативные позиции в жизни украинского общества... Кто сможет сегодня однозначно ответить на уместный вопрос: с какой целью и во имя чего углубляем духовную раздвоенность украинской нации?».
Подобные взгляды не дают возможности г-ну Клиновому понять суть деятельности Папы Римского Иоанна Павла II. По моему убеждению, главной целью своей жизни этот выдающийся деятель современности считает преодоление раскола, воссоединения церквей, возвращение к истокам христианства. Нигде и ни разу понтифик не только не высказался, но даже и не намекнул на то, что Католическая Церковь выше других церквей и что возглавлять воссоединенную церковь должен глава нынешней Католической. Ведь Папа хорошо понимает, что процесс объединения слишком сложный и очень длительный.
Действующий глава Римско-Католической Церкви настолько выдающаяся личность, что опережает время. Есть ли в его ближайшем окружении такие люди, которые полностью его понимают и поддерживают? Если есть, то сколько их? Кто будет преемником Иоанна Павла II — человек, который продолжит дело его жизни или тот, кто от этого дела отстранится и будет заниматься только укреплением позиций католицизма в мире, что снова приведет только к усилению противостояния между ветвями христианства? Что касается украинских православных церквей, то их первые лица не могут договориться не только с главой Римско-Католической Церкви, но и между собой.
В таких обстоятельствах процесс воссоединения должны начать мы — простые верующие. А начинать следует с просветительской деятельности: верующим следует постепенно доказать, убедить в том, что все мы — православные, католики, греко-католики, протестанты и другие христиане — дети единого Бога, братья во Христе. Что раскол — это следствие греховности, несовершенства души человеческой. Что от вражды, предубежденности, подозрений время переходить к единению и братству. Конечно, путь этот тернистый. Еще долго будут находиться такие, кто будет утверждать, что, действуя в такой способ, «мы отходим от своего исторически определенного Цареградского истока». Но это необходимо преодолеть.
Господин Клиновой против распространения католицизма в Украине, я же наоборот — за. Пусть как можно больше строят храмов для римско- и греко-католиков. Пусть как можно больше верующих будут принадлежать к этим конфессиям. Будет ли существовать в подобных условиях угроза противостояния между верующими? Будет. Но мы должны сделать так, чтобы, вместо противостояния, люди поладили меж собой, чтобы осознали то, о чем речь шла выше. Ибо где же лучше это делать, как не у нас в Украине, где большие массы верующих различных конфессий будут обитать рядом и общаться ежедневно на работе, в магазине, на рынке, будут ходить друг к другу в гости, вместе будут праздновать бракосочетания, рождения, впоследствии — и церковные праздники. И когда рядовые верующие будут готовы к воссоединению, то и первоиерархам некуда будет от этого деться.
Если процесс воссоединения церквей реально, то есть на уровне простых верующих, будет начато именно в Украине, то не может ли случиться так, что резиденция возрожденной единой Церкви Христовой будет размещаться не в Риме или Цареграде, а в... Киеве? Конечно, нам, задерганным, отверженным, бедным, с комплексом второсортности, трудно поверить в то, что это возможно. Но великой (не по размерам территории или количеству населения) какая-то страна становится только благодаря выдающемуся вкладу в славу Божью и в развитие человечества. Способны ли мы на это?
Если бы это осуществилось, то представьте себе, как изменилось бы отношение к нашей стране в мире, какое бы место она заняла среди других стран, как избавились бы мы от ощущения второсортности, как гордились бы своим государством, как изменилась бы наша жизнь. Поэтому есть ради чего поработать.