Детальное рассмотрение программы приватизации на 2000 год может затронуть групповые интересы.
Первое чтение проекта программы приватизации на 2000 год прошло мирно и завершилось, вопреки прогнозам, успешным голосованием. Всех устраивал и исключительно денежный подход, и провозглашенная смена приоритетов: от количественной массовой приватизации к качественной индивидуальной, подразумевающей учет и максимальное балансирование интересов покупателя, государства, предприятия и его сотрудников.
Проектом программы предусмотрена приватизация 1094 средних и больших предприятий и поступление от этого в бюджет 2,5 млрд. грн.
— Я не вижу каких-то больших проблем в выполнении этой программы, итогом которой должно быть привлечение в бюджет 2,5 млрд. гривен, — утверждает председатель специальной контрольной комиссии ВР по вопросам приватизации Александр Рябченко. — Объектов продажи на эту сумму у нас достаточно. Будут, конечно, споры и разногласия при продаже. Но это хорошо — пусть конкурируют. Жалко, что мы сейчас теряем время: ничего не продается. То, что продается на бирже (3—8-процентные пакеты энергокомпаний), — это мизер. Я не вижу ни одной серьезной продажи, которая бы свидетельствовала о том, что мы привлекаем инвесторов. Я не понимаю, что сегодня мешает продавать контрольные пакеты предприятий. Если это будет делаться, то нет проблем в том, чтобы заработать для бюджета 2,5 млрд. гривен. Если мы выставим контрольные пакеты и нам действительно поверят, что мы их продаем и не будем отбирать, тогда начнется конкуренция.
— А почему ФГИ так робко сегодня действует?
— Он входит при этом в противоречие с какими-то интересами. На заводах сидят «группы», имеющие от этого деньги, не заплатив государству ничего. А теперь им вдруг нужно платить за то, чтобы выполнить те же операции, какие они свободно проводят на государственном предприятии, осуществив всего лишь приватизацию менеджмента, но это гораздо выгоднее, чем приватизировать сами предприятия. Поставили своего директора, и вопрос решен, не надо ничего покупать. Государство проигрывает от этих полулегальных хозяев, назначающих своих менеджеров. Так что каждая продажа — это для ФГИ неизбежные противоречия со всеми сегодняшними негласными хозяевами, заинтересованными в сохранении ситуации. Поэтому легче выставлять на биржу так называемые хвосты — мелкие пакеты акций и лишь иногда удивлять ее 25-процентными пакетами.
— Достаточно ли у нас сегодня покупателей?
— Крайне мало. Рвутся не в Украину вообще, а на конкретные, наиболее известные объекты. Сюда действительно рвутся. Но только в этом году начинается программа презентации лучших украинских предприятий за рубежом. Сегодня там известна лишь наша энергетика, да и то интерес недостаточен. А кроме того, отдельные предприятия, как завод им. Ильича, «Укртелеком». Правда, к последнему интерес немного упал. Мир развивается, одни уходит вперед, и важно идти с ним в ногу, предлагать объекты вовремя. А у «Укртелекома» уже отстает технологичность, и, я думаю, нам нужно торопиться: с годами он будет терять цену. Плохо, что мы не рекламируем успешных инвесторов, зато те, кто имел проблемы, говорят о себе очень много. Такая была политика. В этом году уже что-то просматривается. Вот у поляков, например, где изначально было несколько другое отношение к приватизации, все полученные от нее деньги направляются на пенсионную реформу. И люди знают, что эти деньги не растворяются неизвестно где, а все идут на повышение пенсий. В общественном мнении такой подход очень выигрышен. Нужно и нам в пределах бюджета напрямую пустить эти деньги на грядущую пенсионную реформу.
КОММЕНТАРИЙ
Председатель Антимонопольного комитета Александр Завада.
Программа приватизации на 2000- й год согласована с Антимонопольным комитетом, а наши предложения одобрены. Упрощение процедуры согласования с АМК решений относительно приватизации предусмотрено во внесенных нами предложениях относительно изменений к законам. Сейчас мы подаем на государственную регистрацию изменения к нашему положению о контроле за экономической концентрацией. Совместно с ФГИ и госкомиссией по ценным бумагам и фондовому рынку издан соответствующий приказ. Главный элемент там — это так называемое молчаливое согласие, о котором речь идет и в программе приватизации. Это известный в мире способ контакта бизнеса и государства. Если государство, его орган в течение месяца не реагирует на запрос или сообщение предприятия, то считается, что определенное действие, о котором сообщалось, может продолжаться и является законным. Бегать за чиновником уже не нужно.
В подготовленном нами проекте нового закона о защите экономической конкуренции хорошо прописаны нормы, которые предупреждают возможность появления инвесторов с недобросовестными намерениями. Кроме того, проектом программы приватизации на 2000-й год предусмотрено, что в договоре купли-продажи владелец должен предусмотреть и изложить все свои сомнения относительно будущего поведения инвестора, а также соответствующие санкции. Таким образом, мы гарантируем, что инвестор будет давать предприятию, а не будет выкачивать из него, как это делали некоторые наши энергетические инвесторы, да еще и вносили за счет этого свои так называемые инвестиции.