Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Мороз-рекордз»: юридическая «война» началась

2 декабря, 2000 - 00:00

Верховная Рада Украины в пятницу внесла в повестку дня на следующую пленарную неделю вопрос о проведении специального заседания парламента для обсуждения вопроса «О ходе расследования дела об исчезновении журналиста Гонгадзе». В проекте постановления, внесенном пятью народными депутатами, предлагается пригласить на это заседание Президента страны Леонида Кучму, министра внутренних дел Юрия Кравченко, Генерального прокурора Михаила Потебенько, главу Службы безопасности Украины Леонида Деркача, — сообщает Интерфакс-Украина.

В то же время, ВР не поддержала предложения члена фракции социалистов Станислава Николаенко заслушать в закрытом режиме информацию депутатской следственной комиссии относительно исчезновения Гонгадзе.

По сообщению агентства, Президент Украины Леонид Кучма расценивает как провокацию заявление лидера Социалистической партии Украины Александра Мороза о причастности Президента к исчезновению журналиста Георгия Гонгадзе. В интервью журналистам в пятницу в Минске, после встречи с президентом Грузии Эдуардом Шеварднадзе он подчеркнул: «Это провокация, возможно, с участием иностранных спецслужб». При этом он добавил: «Каких спецслужб, предстоит разобраться». На что Э.Шеварнадзе, в свою очередь, сказал: «Или догадаться».

Между тем Печерский районный суд Киева возбудил уголовное дело в отношении лидера Соцпартии Александра Мороза по статье 125 часть 3 Уголовного кодекса Украины (клевета) по заявлению главы администрации Президента В. Литвина. Дело направлено Печерским райсудом «для организации расследования» в Генеральную прокуратуру Украины. Министр МВД Ю. Кравченко обратился в Генпрокуратуру Украины с просьбой принять решение в связи с заявлением А.Мороза.

В свою очередь лидер Соцпартии заявил, что «не занимался сбором информации, прослушиванием, более того, СБУ подтвердила выводы своих специалистов, что это фактически невозможно. Таким образом, запись существует, и она сделана с помощью каких-то оперативных методов. То есть она является предметом для расследования, аргументом для рассмотрения вопроса в судебном порядке», — заявил А.Мороз.

Реакцию на заявление А. Мороза высказал лидер Всеукраинского объединения левых «Справедливость». Иван Чиж на пресс-конференции в четверг заявил, что его «сильно тревожит», и ему «очень больно» от того, что «есть попытка политической эксплуатации трагедии семьи пропавшего журналиста Георгия Гонгадзе».

И.Чиж отметил, что если бы подобные документы попали к нему в руки, он передал бы их публично в компетентные органы, не раскрывая содержания, а также для контроля — в европейские институты.

Агентство «Интерфакс-Украина» также распространило комментарий анонимного судьи, неоднократно, как заявлено агентством, рассматривавшего дела, в которых в качестве доказательства одна из сторон процесса предъявляла аудиозапись. Этот судья заявил, что аудиозапись рассматривается украинским судом как доказательство, если после проведения соответствующей экспертизы будет доказана ее подлинность и идентифицированы записанные голоса.

«Верховный суд Украины сделал официальное разъяснение, согласно которому суд может принимать в качестве доказательства аудиозапись, если сторона, которая заявляет ходатайство о признании ее таковым (доказательством. — ИФ

), предоставляет и полную печатную расшифровку содержания аудиокассеты», — сказал собеседник агентства. Отвечая на вопрос, нет ли правовой коллизии, если при рассмотрении уголовного дела суд рассматривает доказательства, добытые путем, не предусмотренным процессуальным законодательством, в частности, без санкции областного судьи на прослушивание, эксперт отметил, что в уголовном деле защищаться будет подсудимый. «Для своей защиты он в состоянии использовать любые доказательства, которые находятся в его распоряжении и которые считает достоверными», — сказал судья. При этом он отметил, что если по делу проходит аудиозапись, следственные мероприятия должна проводить только прокуратура.

Прокуратура будет возражать против использования в суде аудиозаписи в качестве доказательства, если она добыта непроцессуальным путем, без санкции областного судьи. Такое разъяснение в интервью агентству Интерфакс-Украина сделал неназванный прокурор, поддерживающий государственное обвинение в судах, комментируя возможные варианты рассмотрения любого уголовного дела, возбужденного по ст.125 ч.3 Уголовного кодекса Украины (клевета, связанная с обвинением в совершении тяжкого преступления), в котором фигурирует аудиозапись, полученная без санкции. «Если запись была сделана заинтересованными лицами, она подлежит прокурорской проверке следственным путем. Нужно будет установить, при каких обстоятельствах, в каких условиях она была сделана, нужно будет допросить людей, имеющих к этому отношение», — сказал прокурор. При этом он отметил, что обязательно будет проведена экспертиза. «Лишь после этого она может быть приобщена к материалам дела», — подчеркнул собеседник агентства. Прокурор также сообщил, что несанкционированное прослушивание является нарушением Конституции и расценивается как вмешательство в личную жизнь. Однако, отметил он, уголовная ответственность за такие действия не предусмотрена.

P.S. К известной аудиокомпании заголовок не имеет никакого отношения.

Окончание на стр. "Подробности"

Наталья ЛИГАЧЕВА, Михаил МАЗУРИН, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ