В течение нескольких лет мы вели дискуссии относительно возможности, целесообразности и желательности приезда Папы Иоанна Павла II в Украину. Сторонники и противники визита соглашались с тем, что визит Римского Папы в Украину — событие исторически беспрецедентное, неординарное, интригующее, а главное — обремененное серьезными последствиями. Но сколько странных вещей было сказано как против, так и в пользу этого визита, какие только доказательства не приводились! Начало уже казаться, что приезд Римского Папы так и утонет в бурном словесном потоке.
Ибо как можно допустить приезд в страну человека, который — по мнению оппонентов — за 5 дней «нанесет непоправимые убытки украинскому православию», «утвердит в Украине католицизм», «объединит православных с униатами», «осквернит наши национальные святыни», а еще — «запродаст страну Западу»? Перед визитом, по приказам архиереев, в некоторых храмах УПЦ Московского патриархата перед иконами святых и Божьей Матери начали день и ночь служить молебны. Как это принято делать во время нашествия врага или другого бедствия. А когда уже случилось и «туфля Папы ступила на землю Малороссии», Московский патриарх сурово призывал верных к бдительности, угрожающе намекнул Риму на возможность необратимых последствий. (Между прочим, именно из-за агрессивного сопротивления русской православной иерархии визит Папы в Украине набрал таких гипермасштабных черт). Тем самым московское священноначалие поставило свою украинскую паству в весьма невыгодное положение — в оппозицию власти и большей части общества, обрек верных УПЦ КП на горькое поражение.
И официальный представитель Ватикана по печати Хоакин Наварро Вальс имел основания сказать в интервью итальянским СМИ: «Русская Православная церковь, выступая против визита Папы Римского в Украину, отстает от поезда истории». (www.smi.ru). Не уступали в решительных прогнозах также те из нас, кто приветствовал приезд Иоанна Павла II в Украину. Вот только некоторые ожидания, связанные с визитом: «примирение расколотого православия», «общее улучшение межрелигиозной ситуации», «новый уровень мира и согласия в обществе», «радикальная трансформация международного имиджа Украины», «лучшие перспективы предоставления кредитов». И еще много очень нам необходимого, чего мы сами не смогли — или не захотели? — сделать. Так, конечно, не бывает.
Одним из наиболее важных мероприятий в ходе визита стала встреча Папы Иоанна Павла II с членами Всеукраинского совета церквей и религиозных организаций, где он напомнил, что истинная свобода человека невозможна без свободы совести, и продемонстрировал экуменизм в действии. Ибо общался Римский Папа с представителями различных религий и исповеданий — православными, протестантами, мусульманами, иудеями. Не были дискриминированы и так называемые неканонические православные церкви Украины — Папа без колебаний принял приветствие от митрополита непризнанной мировым православием УАПЦ Мефодия и патриарха УПЦ КП Филарета, которого Московская патриархия подвергла анафеме. От чего Апостольский престол многократно и решительно предостерегала Московская патриархия. Отметим, что небольшая, но смелая речь патриарха Филарета произвела немалое впечатление — он, по существу, призывал к радикальным изменениям в православно- католических отношениях.
Судя по всему, визит Папы Иоанна Павла II стал действительным потрясением для нашего общества, потрясением глубоким как на историческом уровне, так и на уровне психики нашего народа. Канет в небытие — не сразу, не всегда заметно, но обязательно — еще одно старое потрепанное пугало, изобретенное, чтобы держать Украину подальше от современных магистральных путей человечества. Многочисленые социологические опросы свидетельствуют о том, что всего 5% украинцев настроены против визита Папы. И это при том,что православные составляют приблизительно 51% верующих страны. Иными словами — только незначительная часть паствы УПЦ Московского патриархата разделяет мнение своего священноначалия. То же сегодня, благодаря приезду Папы Иоанна Павла II, мы фактически проголосовали за открытость и терпимость в религиозной жизни, проголосовали против средневековой замкнутости и хуторской ограниченности. Эти результаты — действительная радость для всех нас. Радость и надежда. Несколько лет тому назад Папа Войтило гуманист, философ, учитель жизни, сказал своим землякам: «Свободу нельзя просто иметь — ее нужно постоянно утверждать... Экзамен моего народа на человечность, национальное достоинство, на европейство продолжается. Не тратьте время! Не бойтесь!» К тому самому он постоянно призывает и украинцев.