Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Парадоксы современной украинской армии

3 июня, 2004 - 00:00

Сегодня Украина по численности Вооруженных Сил занимает 13-е место в мире, а по величине оборонного бюджета — 126-е. Это парадокс первый.

В этом году — самый большой бюджет Министерства обороны за все годы независимости, но у нас самый бедный военнослужащий по сравнению с нашими соседями. В Украине это 2,6 тысячи долларов США расходов на одного военнослужащего в год, в Румынии — 8,46 тыс. доллара США, в Польше — 27,9 тыс. доллара США, в Венгрии — 34,6 тыс. доллара США, во Франции — 91 тысяча долларов США в год. Это парадокс второй.

В ближайшие два года Франция сокращает свои вооруженные силы еще на 30000 человек, ФРГ — на 35000, Польша — на 20000, Румыния — на 30000. Это означает, что расходы на одного военнослужащего в этих странах снова увеличатся. К тому же, их современные вооруженные силы значительно меньше, чем в Украине.

То есть сегодня у нас самые большие Вооруженные Силы в Европе и самый бедный военнослужащий. Кстати, сегодня денежное содержание военнослужащего Вооруженных Сил на 30% меньше, чем военнослужащего других вооруженных формирований Украины. Это несправедливость первая.

За 12 лет независимости Вооруженные Силы Украины закупили для себя: танков отечественного производства — ни одного, самолетов и вертолетов — ни одного, автомобилей — 20 единиц, ракетно-артиллерийского вооружения — 17 единиц. Подчеркиваю — за 12 лет. Это следующий парадокс.

Ежегодно выделяется средств на закупку горюче-смазочных материалов всего — 10—14%, вещевого имущества — 23%, на продовольственное обеспечение — 60—70% от нормативных потребностей современной украинской армии.

Текущее обеспечение жизнедеятельности Вооруженных Сил осуществляется практически с «колес». Авиационного керосина для нормального обучения летчиков — два процента от потребности. Задолженность перед военнослужащими за вещевое довольствие составляет более 600 млн. грн. Офицеры, прапорщики, военнослужащие по контракту до дивизии включительно обеспечиваются только полевой формой одежды. Ни одежды, ни денег. Это несправедливость третья.

За последние пять лет средний уровень финансирования научно-исследовательских разработок не превышал 8% от потребности. При этом значительная его доля приходится на погашение кредиторской задолженности предыдущих годов. Это означает, что практически не финансируется отечественный ОПК, не получает большие заказы отечественная легкая промышленность, не финансируется военная научно-исследовательская и военно-конструкторская сферы.

Сегодня ни в одной из европейских стран нет такого количества бесквартирных военнослужащих, как в Украине (около 47 тысяч человек). Часть из них стоит на квартирной очереди по десять и больше лет. Это следующая несправедливость.

Сегодня в наших Вооруженных Силах старших офицеров больше, чем младших, и больше офицеров по отношению к другим военнослужащим. Такого в Европе нет уже нигде. По количеству генералов на одну тысячу военнослужащих мы тоже первые в Европе. Сегодня выпускников высших военных учебных заведений намного больше, чем их можно разместить в Вооруженных Силах по их военным специальностям.

Вместе с тем, более половины полковников в Вооруженных Силах Украины не имеют высшего военного образования. Большое количество полковников находится на должностях подполковников, майоров и даже капитанов. Это означает, что нормальный командирский «рост» офицерской молодежи надежно заблокирован.

Все это — устойчивые признаки деградации системы, накопления парадоксов, унижения самих военнослужащих. Формируется обидный для большинства военных феномен — наши Вооруженные Силы становятся источником опасности для нашего общества. Ракетный комплекс противовоздушной обороны С-200 и истребитель СУ-27 — это первоклассные машины, но трагедии с Ту-154 над Черным морем и в Скнылове сотворили не они, а люди, военнослужащие. Так же, как и Бровары, взрывы около Артемовска или Мелитополя. Это проблемы выучки персонала и дисциплины, качества командирских кадров. Дают о себе знать состояние боевой техники и количество топлива для учений и тренировок.

За пять последних лет у себя дома, в Украине, при разных обстоятельствах погибло более 700 военных и служащих Вооруженных Сил Украины. Это, кстати, значительно меньше в процентном соотношении на одну тысячу человек, чем в гражданской жизни в целом.

За двенадцать лет участия Украины в миротворческих миссиях погибло 30 военнослужащих Вооруженных Сил Украины, в том числе шесть в Ираке.

Вооруженные Силы Украины имеют сегодня танков больше, чем Германия и Франция вместе взятые. Но сколько из них завтра можно будет завести, точно не может гарантировать никто. У нас больше всего самолетов. Артиллерийских систем почти в полтора раза больше потребности. Все это требует больших средств на содержание.

В середине 2003 года, когда я был назначен министром, дебиторская задолженность Министерства обороны составляла 519 миллионов гривен! Судебных исков коммерческих и предпринимательских структур к Министерству обороны было на сумму более170 миллионов гривен, а судебных в пользу этих структур было на сумму 98,77 миллиона гривен. Каждую неделю по решениям судов арестовывалось два-три основных счета Министерства, блокируя нормальную жизнедеятельность Вооруженных Сил, не говоря уже о подготовке миротворческих контингентов к Ираку, Сьерра-Леоне или Либерии. Сегодня исков стало меньше на 124 миллиона гривен, и по шести судебным решениям арестовано несколько счетов Министерства. Это по контрактам предыдущих годов.

При нынешней структуре и численности Вооруженных Сил сейчас невозможно структурировать годовой бюджет так, чтобы львиная доля средств не шла на содержание. Наибольший за годы независимости, бюджет-2004 позволил выделить на развитие только 8%, а 92% всех средств фактически идет на содержание. Иначе нельзя. Это связано с людьми и с обеспечением жизнедеятельности Вооруженных Сил с их нынешней инфраструктурой и численностью личного состава.

То есть фактически аккуратно обеспечивается бюджет проедания, неотвратимой деградации самих Вооруженных Сил, от чего наиболее пострадают в первую очередь военнослужащие и их семьи. Любая самая прекрасная техника имеет предел своего ресурса. И хотя у нас сейчас больше танков, чем в любой европейской стране, — это еще ничего не значит с точки зрения безопасности. По утверждениям специалистов, самые новейшие противотанковые системы сегодня на поле боя имеют соотношение 1 к 10, а то и больше. И хотя у нас сегодня достаточно боевых самолетов и МИГ 29, и СУ-27, но ресурс их небесконечен. А главное — сколько будет авиационного керосина для тренировочных полетов летчиков? Сегодня это где-то чуть больше 2% от потребности, на большее нет ресурса. Чтобы не было Скныливской трагедии — берем из неприкосновенных запасов. Это неправильно, но другого выхода нет.

Все наши соседи, в том числе Россия и Беларусь, уже несколько лет назад объединили войска Противовоздушной обороны и Военно- воздушные силы в один вид — Воздушные силы. Он намного эффективнее и намного дешевле — исчезают ненужные дублирующие структуры. У нас это 41 тысяча военнослужащих и 40% экономии от стоимости содержания двух видов. Но мы этого не сделали. Здесь мы также единственные.

Не разорвав этот круг нерациональностей и даже абсурда, радикально исправить ситуацию не удастся.

Для того, чтобы содержать сегодняшние Вооруженные Силы Украины на уровне минимальных потребностей нормативов, их годовой бюджет должен быть в пределах 10 млрд. гривен, то есть в два раза больше бюджета 2004 года (4,9 млрд. гривен). Это просто нереально. А для того, чтобы начать перевооружение современной боевой техникой и так называемыми умными боеприпасами и новыми системами связи и разведки, нужно значительно больше 10 млрд. гривен. Выделить такие средства в ближайшие пять—семь лет будет невозможно.

Ко всему нужно еще добавить, что структура и система управления Вооруженных Сил Украины громоздкая и малоэффективная с точки зрения современных реалий. Через два года Вооруженные Силы будут едва ли не единственной государственной институцией, которая не перейдет на цифровые технологии связи и не сможет полноценно присоединиться к общегосударственной информационной системе. На переоснащение потребуется несколько миллиардов гривен и несколько лет.

У нас более двух миллионов тонн боеприпасов, значительная часть которых уже опасна для дальнейшего хранения. Это еще одно опасное наследие бывшего Советского Союза. Базы, склады и арсеналы переполнены боеприпасами на 130—150%. Системы обеспечения взрывопожаробезопасности за десятилетие развалились и полностью деградировали. Около 70% боеприпасов десятилетиями находились под открытым небом, их тара сгнила, они заросли травой и кустарником. Кстати, в 2003 году на складах боеприпасов вырублено 2360 гектаров кустарников, но это только часть. Чтобы их безопасно хранить и только начать утилизировать, необходимы сотни миллионов гривен ежегодно.

Хроническое недофинансирование мероприятий по обеспечению взрывопожаробезопасности баз и складов в течение десяти лет привело к расхлябанности и беспечности части личного состава, привыканию к нарушениям правил пожарной безопасности, поиску внебюджетных источников финансирования для решения хотя бы самых острых проблем. А это, в свою очередь, создавало условия для различных злоупотреблений... Руководящим структурам Генерального штаба и Министерства обороны в течение многих лет было не до складов и арсеналов. Средства все равно почти не выделялись. Да и пока что не взрывалось... И разве не парадокс, когда на потребности взрывопожаробезопасности складов в 2003 году в Государственном бюджете было выделено 4,6 млн. гривен, а на ликвидацию последствий взрыва базы под Артемовском из резервного фонда Кабинета Министров сразу же было выделено 10 млн. гривен? Это при том, что ежегодная потребность на решение этой проблемы в соответствии с Государственной программой, принятой еще в 1995 году, была определена в 45 миллионов гривен в течение 15 лет.

Все это только сжатое изложение некоторых главных проблем современных Вооруженных Сил Украины. Вышеизложенные обстоятельства порождают много негативных явлений в украинской армии — рост правонарушений и преступности, гибель военнослужащих. Когда молодой офицер приходит в войска и знает, что впереди него почти 47 тысяч бесквартирных его коллег, стоящих на очереди по десять и более лет, и он не знает, когда получит повседневную военную форму, а о парадной уже и думать нечего, то оптимизма это ему не прибавляет.

Но несмотря на все эти сложные проблемы, в Вооруженных Силах Украины сегодня служат тысячи и тысячи прекрасных офицеров, командиров, гражданских служащих. Они честно и добросовестно несут службу, в том числе и за пределами Украины в миротворческих контингентах. Очень хорошо заявляет о себе офицерская молодежь. Нужно сделать все, чтобы создать молодому украинскому офицерству все условия для быстрой самореализации. Ради этого нужно принимать и непопулярные решения.

Выход из опасной ситуации один: коренное изменение структуры и численности Вооруженных Сил, что в свою очередь даст возможность перейти от бюджета проедания и деградации к бюджету развития Вооруженных Сил. Другого пути нет.

Мы подошли к критической черте. Нужна радикальная реформа Вооруженных Сил. Метод постепенных изменений уже непригоден. Его время потеряно. Стопроцентное финансирование бюджета 2004-го и 2005 годов проблему не решит.

План такой реформы разработан досконально. Все просчитано с участием независимых экспертов. Это большие сложные документы, большинство которых одобрено правительством. А важнейшие приняты Советом национальной безопасности и обороны и введены в действие указами Президента Украины. Ключевым вопросом является социальная защита увольняемых военнослужащих. Проект закона, который должен рассматриваться Верховной Радой в ближайшие дни, предусматривает максимум социальных гарантий таким военнослужащим. Это сделано впервые.

Кроме достаточно солидных финансов, предусмотрены общегосударственные меры по переобучению и трудоустройству военнослужащих, решению жилищной проблемы.

К сожалению, вокруг военной реформы развернута острая политическая борьба, сказываются будущие президентские выборы. Есть и немало просто примитивных спекуляций.

Безусловно, радикальная реформа, а по сути — глубокая и качественная реконструкция Вооруженных Сил — это болезненный процесс. Это хирургия, но пока еще с анестезией.

Но если все останется, как есть сегодня, это будет тяжелая и опасная болезнь, однако уже без анестезии. Безусловно, такая реформа должна стать общегосударственной проблемой. Сами Вооруженные Силы, само Министерство обороны с ней никогда не справятся.

Можно и ничего не делать, идти по течению — куда вынесет. Все противники военной реформы будут «довольны». Можно вывезти влиятельных руководителей и народных депутатов, а то и журналистов на полигон, одеть в полевую военную форму, пострелять, развлечься. Все будут «хэппи». Можно потом предложить провести парад с участием большого количества тяжелой боевой техники и самолетов, съев горючее на полгода вперед. Народ будет доволен, потому что он действительно хочет видеть свою армию мощной и красивой. Единственное, что этот самый народ никак не может понять, — почему эта мощная и красивая армия в последние три-четыре года сотворила такие страшные чрезвычайные происшествия с многочисленными человеческими жертвами, которых не было за предыдущие десятилетия. Может, и не хотелось бы знать горькую правду о своих Вооруженных Силах, это так диссонирует с представлениями предыдущих десятилетий. Но нужно точно знать, что будет дальше с Вооруженными Силами Украины, если оставить все как есть.

Евгений МАРЧУК, министр обороны Украины
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ