Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Плановый сюрприз

Россия закончила строительство нефтепровода в обход Украины
5 сентября, 2001 - 00:00

Вчера российская компания «Транснефть» объявила об окончании строительства нефтепровода в обход Украины на участке Суходольная-Радионовская. Трубопровод вдоль границы Украины длиной 260 км имеет проектную мощность 26 миллионов тонн нефти в год. Участок «Суходольная — Радионовская» соединил нефтепроводы «Самара—Лисичанск» и «Лисичанск—Тихорецк» напрямую. Ранее поставки нефти по этим нефтепроводам были возможны только по территории Украины. Прокачка нефти через новую трубу начнется уже через три—четыре недели. Ранее российские экспортеры нефти для транзита в порт Новороссийска были вынуждены использовать украинскую территорию. Ветка, вполне возможно, доживающего последние дни нефтепровода сворачивает близ станицы Суходольной (Ростовская область) на территорию Украины, где от нее идет ответвление до Одессы, и возвращается в Россию у станицы Радионово—Несветайская, откуда тянется до Новороссийска. Теперь будущее украинской компании «Приднепровские магистральные нефтепроводы» (ПМН) оказалось под большим вопросом. Крупное предприятие с большим штатом сотрудников может оказаться без работы. Кстати, прошлый год Приднепровские нефтепроводы закончили с чистой прибылью в размере 136,2 млн. гривен.

Строительство обходной трубы Россия начала после того, как в конце прошлого года правительство Ющенко отказалось снизить тариф за транзит по украинской территории с 2,35 доллара за тонну до 1,4 доллара. «Целью проекта является получение приемлемой стоимости транспортировки нефти, а также независимость в данном вопросе от украинских властей», — заявил президент «Транснефти» Семен Вайншток 27 марта этого года, когда началось строительство обходного нефтепровода. Перед этим, в конце февраля Президент Леонид Кучма просил руководство «Транснефти» отказаться от плана строительства нефтепровода в обход Украины, взамен предложив снизить тарифы на транзит российской нефти. Когда новый транзитный путь был построен россиянами больше чем наполовину, новый украинский премьер Анатолий Кинах, заявил о готовности снизить тариф. Для этого 15 июня он провел переговоры с российским коллегой в Санкт-Петербурге. «Если они выполнят проект в целом, то мы можем потерять Приднепровские нефтепроводы, которые в таком варианте теряют свой экономический смысл», — не скрывал премьер-министр. Но Россия тогда решила не играться в дипломатические игры, и продолжила строительство. В итоге за шесть месяцев на этот откровенно антиукраинский проект было потрачено 240 миллионов долларов, в кредитовании участвовал Европейский банк реконструкции и развития.

На одном из последних заседаний Совета национальной безопасности и обороны Украины были объявлены ожидаемые потери, от введения трубопровода Суходольная—Радионовская, около ста миллионов гривен в год. По информации первого зампреда, главного инженера ГАО «Приднепровские магистральные нефтепроводы» Михаила Стецькива, Приднепровские нефтепроводы зарабатывали на транзите российской нефти в направлении Новороссийска 61 млн. долларов в год. Теперь приднепровцам останется лишь обслуживать транзит российской нефти в направлении Одессы, а это лишь 10—12 миллионов тонн в год, но и этот показатель может теперь значительно снизиться. В общем, сплошные убытки. Выгода же российских компаний вполне очевидна. По данным Petroleum Argus, транспортный тариф от западносибирского Нижневартовска до Новороссийска сейчас составляет 13,30 долл./т плюс украинские 2,35 долл/т. Снижение тарифа позволит российским нефтяникам сэкономить 5—6% на транспортных расходах.

Что делать с «приднепровскими» дальше? По сути, рассматривать можно лишь два варианта. Продажа крупному инвестору, имеющему нефть (а это, если смотреть на вещи реально, одна из российских нефтяных кампаний), или демонтаж. Приватизация нефтепроводов в Украине сейчас запрещена законодательно. «Вырыть трубы из земли», по подсчетам ПМН стоит около 80 миллионов гривен. Другими словами, как ни крути, а решать проблему умирающего предприятия будет тяжело и с политической, и с бюджетной точки зрения. Кстати, в политическом смысле, наиболее логичным ответом на окончание строительства российской трубы стало бы эффективнее начало работы нового Одесского нефтетерминала и нефтепровода Одесса—Броды. Но «приднепровский» козырь в нефтяной политике Украина, похоже, утратила.

Сергей СЫРОВАТКА, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ