Визит в штаб-квартиру НАТО в Брюсселе делегации национальных координаторов Украины по сотрудничеству между Украиной и НАТО во главе с секретарем Совета национальной безопасности и обороны Евгением Марчуком совпал во времени с визитом в ту же штаб- квартиру НАТО министра иностранных дел России Игоря Иванова. В обоих случаях, по существу, речь шла об одной проблеме: не просто ревизия существующего состояния отношений между Украиной и НАТО, Россией и НАТО, но приведение уровня этих отношений в соответствие с требованиями времени. Необходимость такого подхода вызрела до событий 11 сентября, и была ими только подчеркнута.
В случае с Россией стало понятно, что Основополагающий документ, подписанный в 1997- м году, не дает возможности налаживания постоянного, а не разового, как это было в ходе антитеррористической операции, сотрудничества в борьбе с терроризмом, а также и по другим актуальным проблемам — в частности, предупреждение распространения оружия массового уничтожения, проведение общих миротворческих операций и тому подобное. С другой стороны, очевидными стали намерения нового российского руководства отойти от психологически традиционного противостояния до интеграции России в современные глобальные механизмы принятия решений. Активность Путина была вознаграждена — в конце прошлого года премьер-министр Великобритании Тони Блер обратился в НАТО и Москву с предложением создания нового органа сотрудничества между НАТО и Россией, который бы базировался на принципиально новых основах, а именно — привлечении России в процесс принятия решений по отдельным вопросам. И насколько можно судить из различных сообщений, несмотря на все трудности, взаимное недоверие преодолевается, и стремление к равноправному партнерству, на чем постоянно акцентирует внимание генсек НАТО лорд Робертсон, постепенно реализуется. Очевидно, в конце мая соглашение о таком совете действительно будет подписано.
Украине же ничего подобного никогда не предлагалось по различным причинам. С одной стороны, ее вообще начали воспринимать как самостоятельное государство довольно недавно, Хартия об особом партнерстве (в июле ей исполняется пять лет) уже была подписана и действовала. Тогда она воспринималась как революционный документ... По своему содержанию она была менее значимой, чем документ НАТО—Россия. Роль и возможности Украины никогда не равнялись российским, что также сыграло свою роль. Украина, пока что, не смогла сыграть «на опережение», громко заявив о своих намерениях, — очевидно потому, что эти намерения не были четко и понятно сформулированы. Доверие к государству в последнее время, по различным причинам, было существенно подорвано, и здесь сыграли свою роль не только проблемы, связанные с «кассетным скандалом» (со стороны НАТО никогда не было комментариев на эту тему, хотя и она не прошла бесследно). Непоследовательность внешней и внутренней политики, проиллюстрированная проблемами вокруг поставок оружия Македонии, не содействовали лучшей оценке Украины как партнеру.
«В первую очередь следует проявить политическую волю», — говорил «Дню» один из дипломатов страны, которая уже стоит на пороге НАТО. Отсутствие четко очерченной политической воли, консенсуса власти и общества, сплоченного вокруг евроатлантической интеграции парламентского большинства, также мешает разговору на равных. И здесь, казалось бы, очевидным было бы задание номер один для нового украинского парламента, в котором сейчас, впрочем, все пытаются решать совсем другие вопросы. Уже сейчас очевидно, что проблема консолидированной и дееспособной позиции украинского политикума относительно евроатлантической интеграции является одной из главных. Если, конечно, говорить не о комитетах и должностях, а о стратегических перспективах Украины как государства.
Все это вместе взятое и создает ситуацию, в которой представители НАТО по большей части заявляют, что сегодня можно говорить об очень хорошем сотрудничестве в рамках Хартии и «Партнерства ради мира». И не более. Поэтому и возникает вопрос — будет ли Украина приглашена на саммит НАТО в Праге, где речь будет вестись об очередном расширении Альянса, и в каком качестве?
Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Евгений Марчук в интервью «Дню» утверждает, что опасность оказаться на обочине действительно существует. Однако альтернативы курса на постепенную евроатлантическую интеграцию ради развития страны и общества нет.
Продолжение темы на стр. "День планеты"