Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Пора снова учиться плавать

Государство попробует реанимировать торговый флот
23 августа, 2001 - 00:00

Украина создаст Национальную морскую компанию. Об этом сообщил Президент Леонид Кучма во время недавнего визита в Одессу. В ее состав войдут все порты страны, судостроительные и судоремонтные предприятия, а также оставшиеся в распоряжении государства корабли. «Компания возвратит Украине славу морского флота», — заявил Президент, но тут же вспомнил, что возрождать славу придется, по сути, с нуля. — Даже Остап Бендер не смог бы проявить столько таланта, чтобы развалить такую современную и большую структуру». Судя по всему, Леонид Кучма имел в виду Черноморское морское пароходство, которое государство в свое время отказалось приватизировать, но в итоге все равно не смогло удержать в собственности. На протяжении последних десяти лет при молчаливом согласии Киева по теневым схемам почти все корабли были выведены из-под госконтроля. Чаще всего при этом использовалась известная схема продажи за искусственно созданные долги.

Проверка, проведенная комиссией Минтранса Украины, установила, что в настоящее время у ЧМП осталось только 7 пассажирских судов. Для сравнения, в 1991 году у Черноморского морского пароходства было 200 судов. Впрочем, распродажа имущества, как оказалось, совсем не решила проблему долгов. Сегодня государственная судоходная компания «Черноморское морское пароходство» является самым крупным в Украине должником: общая сумма долга оценивается в $240 млн., в том числе внешняя задолженность компании составляет около $91 млн. Министр транспорта Валерий Пустовойтенко видит решение проблемы долгов ЧМП либо в оглашении ЧПМ банкротом и окончательной остановке работы, либо в продолжении существования уже в составе новой структуры. Судя по всему, именно такой структурой окажется НМК — Национальная морская компания. Будет ли она правопреемницей долгов ЧМП или речь пойдет лишь о выведении судов из собственности ЧПМ в управление правительства за налоговые долги — пока что неизвестно. Кстати, исходя из этого, весьма сомнительной выглядит идея списания налоговой задолженности пароходства. Соответствующий законопроект премьер-министр Анатолий Кинах уже поручил подготовить Минтрансу и Минэкономики до конца августа. Наверное, в поисках путей вывода из кризиса ЧМП министры пока что разработанные проекты не согласовали между собой.

Во время пребывания в Одессе Президент также выступил категорически против приватизации трех одесских портов и Припортового завода. Судя по всему, их тоже планируется включить в состав НМК. Впрочем, аргументируя свою позиции о запрете на приватизацию, Леонид Кучма заявил лишь, что Припортовый завод работает эффективно и нет смысла искать добра от добра. Так уж повелось, что в Украине приватизируют почему- то лишь предприятия-«доходяги», и нередко именно ради приватизации директорам приходилось сознательно создавать убыточность своих заводов. Остается надеяться, что в случае с Припортовым заводом дело до этого не дойдет. Хотя именно Припортовым заводом сейчас очень интересуется «кое-кто». Об этом сообщил сам Леонид Кучма, при этом не назвав каких-либо фамилий.

Тем временем, несколько мощных портов уже также не являются полностью государственными. 25% акций судостроительной верфи «Меридиан» контролируется промышленно-инвестиционным консорциумом «Металлургия». 78% акций судостроительного завода «Океан» проданы голландской компании B. V. Holding Maatschappij Damen. Норвежская DOF Industrie AC, одна из активно развивающихся европейских судостроительных компаний, еще в начале года объявила о намерениях по приобретению Николаевского судостроительного завода им. 61 коммунара. 3 января норвежцы даже подписали соглашение с руководством завода, предусматривающее проведение мероприятий по подготовке его приватизации. Завод и DOF Industry AS обратились к Министерству экономики с просьбой помочь провести через Верховную Раду закон, который бы исключил судостроительный завод из списка предприятий, запрещенных к приватизации. Так что решение о приостановке приватизации в отрасли может привести к некоторой напряженности со стороны руководителей заводов, уже раздавших обещания некоторым иностранным инвесторам. Впрочем, именно открытость и категоричность позиции Президента должна помочь правительству действовать в этой ситуации предсказуемо, не давая поводов для лишних подозрений.

По данным СНБОУ, в состав НМК планируется ввести и так называемый танкерный флот Украины. Его строительство планируется начать на заводах Николаева и Одессы в следующем году. Для этого будет предусмотрено специальное бюджетное финансирование. Танкерный флот необходим Украине для обслуживания нефтепровода Одесса — Броды. (Именно на одном из последних заседаний СНБОУ было принято решение предусмотреть государственное финансирование этого проекта.)

Таким образом, на осколках морской индустрии государство планирует создать мощную структуру, способную решать самые глобальные задачи. Если планам не помешают корпоративные интересы частных компаний, имеющих виды на украинские порты и суда, то Украина действительно может стать заметным игроком на региональном морском рынке. Остается отметить, что сегодня почти 100% грузов, которые ввозятся и вывозятся из украинских портов, транспортируются иностранными судами. Как правило, бывшими украинскими .

Сергей СЫРОВАТКА, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ