Этот год мог стать годом радости для Европы. Двадцатилетний юбилей падения берлинской стены будет праздноваться в ноябре, к тому же прошло пять лет после «большого» расширения ЕС. Разделение Европы холодной войной далеко и окончательно позади.
Однако вместо того, чтобы готовить фейерверки, ЕС сам находится под огнем, по мере того как глобальный экономический кризис устанавливает самые серьезные с 1989 года испытания. После годов сильного роста и поразительной устойчивости новые члены союза на востоке несут тяжелые потери от экономического беспорядка, который начался на западе.
Интеграция в глобальную экономику, критический источник капитала, стабильности и инноваций, стала угрозой для многих из этих стран. Это относится как к финансовым секторам региона, так и к реальному сектору экономики.
Однако трудный вопрос, который нужно задать, заключается в том, приведет ли кризис к разрушению европейской интеграции. Необходимо решить четыре ключевые проблемы, чтобы обеспечить выход Европы из этого кризиса в укрепленном состоянии.
Первый вопрос заключается в продолжении расширения. ЕС показал неоспоримый успех, представляя собой самую большую интегрированную область в мире и составляя более 30% мирового ВВП и около 17% мировой торговли.
Даже при значительном сокращении экономик некоторых стран центральной и восточной Европы, их принятие в ЕС поддержало их общий экономический рост. По оценкам Европейской Комиссии, ВВП в новых странах-членах вырос дополнительно на 1,75 процента за период 2004 — 2009 гг. До «большого» расширения, когда Европа насчитывала только 15 членов, эти страны получили дополнительный стимул к росту в виде инвестиционных возможностей и повышения иностранного спроса: 7,5% экспорта стран старых членов перешло к новичкам в 2007 году, увеличившись с 4,7% в 1999 году. К 2007 году центральная и восточная Европа стали вторым наиболее важным экспортным направлением для стран еврозоны.
Однако членство в ЕС всегда означало нечто большее, чем просто экономическую интеграцию и торговые потоки. Перспектива «возврата к Европе», как это однажды определил Вацлав Гавел, предоставила основу для необходимых, хотя иногда и болезненных, экономических, социальных и политических реформ.
Сегодня членство в ЕС представляет более сильный стимул, чем когда-либо, для тех, кого ЕС называет тремя «странами-кандидатами» (Хорватия, Македония и Турция), и пятью «потенциальными странами-кандидатами» (Албания, Босния и Герцеговина, Косово под резолюцией Совета Безопасности ООН 1244, Черногория и Сербия). Эти страны наращивают свои усилия для подготовки к вступлению в ЕС, и ЕС не должен закрывать перед ними двери. Наоборот, он должен завершить дальнейшее расширение: экономический кризис ясно показал, что ЕС не может себе позволить черные дыры на карте Европы.
Второй ключевой вопрос касается внутренней структуры ЕС. Лиссабонское соглашение предлагает фундаментальное переустройство работы Союза, но, несмотря на прессингующую необходимость укрепления мобильности и гибкости институтов ЕС, оно все еще не получило ратификацию. Экономический кризис придает этим реформам больше важности, чем когда-либо.
В-третьих, вопрос касается евро. Двенадцать новых стран-членов, которые присоединились к ЕС в 2004 году и 2007 году, взя ли на себя обязательства по его введению, но без установленной даты. Расширение еврозоны, таким образом, было медленным, особенно в центральной и восточной Европе, где на сегодняшний день только Словения (2007) и Словакия (2009) ввели у себя единую валюту.
Однако финансовый и экономический кризис показал выгоды членства в еврозоне. Спустя десять лет после введения общей валюты евро, в еврозоне из 16 членов, стала второй самой важной валютой мира, отвечая более чем за четверть всех валютных резервов центральных банков и обогнав доллар в качестве альтернативной валюты для выпуска международных облигаций.
Возрастающая важность евро приносит стабильность — нечто очень важное во времена беспорядков. Европейский банк реконструкции и развития, таким образом, подталкивает всех новых стран-членов ЕС, которые еще не начали это делать, разработать надежные и убедительные планы для вступления в еврозону. Однако критерии для вступления в зону евро не должны смягчаться.
Последний вопрос относится к европейской солидарности. Расширение ЕС привело к большему процветанию, с улучшением стандартов жизни во всем Союзе, особенно в новых странах-членах. Однако многие из старых стран-членов также получили выгоду, и не только экономическую. Объединение людей, регионов и стран подкрепляет основы, на которых стоит Европа.
Новые члены ЕС переняли модели роста, которые основываются на меняющейся возможности иностранного капитала финансировать внутренние инвестиции, а также банковские системы, которые в основном находятся в собственности западноевропейских банков. Эта модель хорошо послужила как новым, так и старым членам. Инвесторы из ЕС из 15 членов в 2006 году вложили в центральную и восточную Европу 37,2 млрд. евро, примерно удвоив 19,1 млрд., потраченных там в 2004 году. За прошедшие пять лет прямые инвестиции в новые страны-члены достигли отметки в 100 млрд. евро.
Этот процесс позволил компаниям и банкам западной Европы расшириться на новых рынках с более высоким уровнем роста, таким образом удовлетворяя сдерживаемый спрос и подключая нереализованный потенциал. Это создало новые рабочие места в центральной и восточной Европе, одновременно усиливая процветание в старых странах-членах. Если повернуться спиной к этим странам, то это будет иметь для них серьезные экономические последствия.
ЕС вынес правильные решения, когда подчеркнул, что спасительные меры национального банка не должны быть разработаны таким образом, чтобы уморить голодом дочерние компании; также удваивание до 50 миллиардов евро размеров кризисных фондов должно открыть доступ странам ЕС вне еврозоны. ЕС не должен оставаться в стороне, когда нужна солидарность.
Сегодняшний кризис дает возможность показать, что ЕС может обеспечить стабильность, поддержку и солидарность. Принимая правильные шаги сегодня, Союз создает те основы, которые помогут ему выйти из сегодняшних трудностей более сильным и объединенным.
Томас Мироу — президент Европейского банка реконструкции и развития.