Минувший выходной мы с женой «проводили» на киевском Владимирском рынке. Молодой, интеллигентного вида парень, являвшийся одновременно и хозяином, и продавцом минимально обустроенной шляпной мини-лавки площадью едва четыре метра, поразил нас умением буквально ублажать покупательниц, нахлынувших к нему ввиду непогоды за недорогим, но стильным товаром. Все бы хорошо, если бы слегка подмерзшим женщинам и девушкам не приходилось толпиться в очереди к небольшому зеркальцу...
Словом, тут мы можем перейти от культуры торговли, заметно возросшей, даже и на базарах, иногда еще называемых вещевыми рынками, к обустройству этих торговых площадок, обслуживающих ныне, в основном, не слишком зажиточные слои населения. Соответственно, тут нет ни нормальных кабинок для примерки (поэтому не редкость сцены, очень напоминающие плохо исполненный, поскольку мороз, но все же стриптиз), ни, пардон, обычных туалетов, ни многого другого, что должно было бы быть там, где ведется цивилизованная торговля.
Между тем уже больше года прошло после указа Президента о мерах по усовершенствованию функционирования рынков по продаже продовольственных и непродовольственных товаров и принятого в его развитие правительственного постановления, которым была утверждена соответствующая концепция. Вот только к концепции до сих пор не присовокуплен документ, именуемый «методологией преобразования рынков». В связи с этим одни такие предприятия, находящиеся в основном в частных руках, «меняют лицо» на свой страх и риск, тогда как на других ситуация усугубляется. Кроме того, как отмечалось в среду на пресс-конференции, созванной ассоциацией «Украинский рынок» вместе с Институтом собственности, отсутствие методологии позволяет представителям местной власти по-своему, «в том виде, в каком им выгодно», трактовать и указ, и все остальные нормативно- правовые документы.
Комментируя сложившуюся ситуацию, директор киевского рынка «Троещина» Александр Якименко сказал «Дню»: «Все зависит от места расположения и других условий деятельности того или иного рынка. Например, наше предприятие работает прозрачно, платит все налоги, и получаемая прибыль позволяет нам проектировать современный торговый комплекс. Но мы бы не хотели, чтобы вскоре к нам появились замечания: мол, что-то сделано не так, не по правилам». «Когда у людей нет стабильности, — подытоживает Якименко, — их очень легко использовать».
По мнению источника, близкого к администрации другого крупного столичного рынка, опасность состоит также в «политическом аспекте переустройства рынков, который всегда присутствует. Кто-то нагнетает обстановку, (вокруг рынков. — Авт. ), а кто-то пользуется этим». По его мнению, «рынки — это инструмент», поскольку тут сосредоточена «масса людей», в основном реализаторы... и здесь часто «идет нагнетание», людям говорят: «вы лишитесь рабочего места, вам не за что будет жить и т.д.», и при этом всегда находятся те, «кто знает, куда нужно их направить: под Верховную Раду, под администрацию или еще куда-нибудь». И как тут не вспомнить чрезвычайно самокритичное выступление министра экономики и европейской интеграции Александра Шлапака (его ведомство числится среди потенциальных разработчиков вышеуказанной методологии) на региональном совещании по вопросам развития малого предпринимательства в Киевской горадминистрации. По мнению министра, надежды на активное развитие малого и среднего бизнеса не оправдались в первую очередь из-за того, что не удалось «сделать аппарат государственного служащего если не приверженцем, то хотя бы дисциплинированным бойцом административного фронта, который должен воплощать в жизнь решения президента, правительства, парламента». Диагноз, в том числе и для «данного базара», абсолютно точный.