Затем Советский Союз почил в бозе, кино же разошлось по национальным квартирам. Судьба украинского, прямо скажем, складывалась несчастливо (справедливости ради, правда, стоит сказать, что и у соседей дела складывались не лучше). Было некоторое оживление начала 90-х, когда в кинопроизводство хлынули негосударственные деньги. Отмывали их там или нет — вопрос другой, но кино все же снималось. Но тут другая напасть — развалился кинопрокат. Кинотеатры, которые перешли в муниципальную собственность, ветшали, оборудование безнадежно устаревало, зрители в них заглядывали все реже. К тому же начался настоящий видеобум, да и телевидение в борьбе за зрителя сполна удовлетворяло потребность народа в кино. В общем, кинопроизводство, которое раньше гарантировало стабильную прибыль, стало делом разорительным. Какой же здравомыслящий человек станет вкладывать в него деньги?
Кстати, именно для таких кризисных случаев и существует, по моему разумению, государство. Кто же еще мог спасти буквально гибнущую на глазах отрасль. А по сути — искусство. И государственные мужи все вроде бы понимали, да с сожалением разводили руками, дескать, до кино ли сейчас, ведь народ бедствует, вот немного подкормим, а потом... А потом была тишина. В пустующих съемочных павильонах, в неотапливаемых кинотеатрах. И как-то все привыкли думать, что и нет у нас никакого кино. Вот и граждане по этому поводу безмолвствуют, довольствуясь латиноамериканскими сериалами и американскими боевиками в чудом уцелевших кинотеатрах. Потому-то и профессиональный праздник украинских кинематографистов, который стал отмечаться каждую вторую субботу сентября, для широкой публики ничего не значил. Подозреваю, что и многим деятелям кино эта дата неизвестна. Что, собственно, праздновать? Выход четырех-семи фильмов в год? Можно, конечно, собраться, вспомнить дела давно минувших дней, власть поругать. Но это и для будней занятие вполне подходящее, тем более, что чего-чего, а свободного времени у многих кинематографистов теперь стало много. Правда, по традиции в день рождения Александра Петровича Довженко (11 сентября) все-таки приходили они на студию, носящую его имя. Даже премии его же имени вручались. Но праздник проходил, прямо скажем, без фанфар.
Однако что-то стало меняться. Во-первых, не то, это искусство кино, которое так просто отпускает от себя людей. Всегда найдутся одержимые, готовые делать его вопреки всему. Да и публика вдруг, пресытившись телезрелищами, почувствовала вкус к большому экрану. И потянулась в кинотеатры. Кстати, первыми эту обнадеживающую тенденцию заметило не государство, а частные предприниматели, которые и стали вкладывать деньги в переоборудование кинотеатров. Сначала — в столице, а потом и по всей Украине. Сегодня их, оборудованных современной техникой, 26, в прошлом году было 5. Как говорится, почувствуйте разницу. Цены на билеты, правда, кусаются, но — в кассы стоят очереди. Сама недавно наблюдала такую в одном из кинотеатров в Днепропетровске. Одна женщина, увидев толпящийся народ, по-детски воскликнула: «Ой, как раньше!»
Действительно, похоже. С той только разницей, что раньше кино было, в основном, отечественное (практически за неимением другого), нынче сплошь американское. Вот и днепропетровская очередь стояла за билетами на очередной «Парк Юрского периода». На то, что экраны наших кинотеатров заполонила сплошь продукция иноземная (опять-таки — практически за неимением другой), наконец-то обратили внимание и власть предержащие. И вспомнили, что вообще-то когда- то в Украине делалось неплохое кино. Может, опять попробовать? Желание, конечно, благое. Но без денег «кина» все равно не будет. Кинопроизводство сегодня — вещь дорогая. А денег на всех, как ни крути, не хватит (о скудном государственном финансировании культуры у нас не писал и не говорил только ленивый). Выход один — привлечение негосударственных средств. Однако их, ввиду несовершенства нашего законодательства в отличие от той же России, по-прежнему невыгодно вкладывать в кино. Но — вкладывают. Немного, но все же. И можно даже уже без опаски, а с законным оптимизмом, говорить, что некоторое оживление киножизни у нас, если и не наступило, то, во всяком случае, грядет. Сегодня на разных стадиях производства находится десять игровых картин — за последние пять лет эта цифра рекордная. Завершает свой мегапроект (в финансовом отношении) Юрий Ильенко — «Молитва о гетмане Мазепе», завершил съемочный период картины «Против ветра» Сергей Маслобойщиков, вовсю снимает своего «Богдана» Николай Мащенко, завершает работу над фильмом «Мамай» Олесь Санин; в Одессе Александр Павловский снял «Дачную историю», а Ярослав Лупий — «На поле крови»; приступила к новому проекту «Чеховские мотивы» Кира Муратова... Все эти картины снимаются с разной долей участия государственных средств. А ведь в работе (или уже завершены) 20 неигровых в том числе, анимационных фильмов. Как бы хотелось на этом поставить точку и добавить нечто пафосное, дескать, чем это не повод для завтрашнего торжества.
Но, увы, поскольку очевидно: если сегодня государство не отреагирует адекватно на наметившийся подъем кинопроизводства, то он вновь сойдет на нет. Есть, скажем, вполне конкретный документ — «Общегосударственная программа развития национальной кинопродукции в Украине до 2005 года», — подготовленный Министерством культуры и искусств совместно с Союзом кинематографистов. Главная ее идея — государственный протекционизм, который должен выражаться не только и не столько в непосредственной финансовой поддержке, а в привлечении негосударственных инвестиций — в производство, в дистрибьюцию (то же развитие кинотеатров); в защите интеллектуальной собственности и т. д. Примет эту программу Верховная Рада, определится как-то наконец с льготами для тех, кто решил вкладывать деньги в кино, и можно надеяться, что продюсерская система, о необходимости которой так долго говорит Минкульт, наконец-то заработает. А там, глядишь, и действительно каждая вторая суббота сентября станет настоящим праздником отечественного кино.