В Конституции Украины записано, что «государственным языком в Украине является украинский язык». Все. Точка. Другой абзац о том, что «в Украине гарантируется свободное развитие, использование и защита русского...» и других языков не может толковаться как альтернатива государственному статусу украинского языка. Языковой вопрос болезнен и сегодня почти во всех регионах Украины. И если государственные учреждения решают его в своей среде довольно жестко, то издатели, газетчики и, в первую очередь педагоги, переживают множество трудностей. Ярко это наблюдается в Автономной республике Крым. В Конституции автономии государственным языком провозглашен один — украинский. Об этом знают. Но жизнь Крыма свидетельствует о другом.
На Крымском полуострове проживает 24,4 процента украинцев (данные последней переписи). Ныне в автономии 600 школ, из них только 4 проводят обучение на украинском языке. Не удивительно, что на полуострове систематически проходят акции в защиту украинского языка в Крыму. Как сообщил на минувшей неделе на пресс-конференции глава Украинского всемирного координационного совета (УВКС) Михаил Горынь, 24 марта около 200 представителей всех районов Крыма пикетировали Совет министров Крыма с целью защиты украинского языка в Крыму, информирует Интерфакс-Украина.
Михаил Горынь отметил, что УВКС обеспокоена ситуацией с украинским языком в Крыму и по этому случаю намерена обратиться к Президенту Украины, премьер-министру и общественности. Также он сообщил, что встречался с председателем Совета министров Крыма Сергеем Куницыным, который пообещал «исправить положение». Глава УВКС подчеркнул, что необходимо начать работу с тем, чтобы «украинцы ощущали себя титульной нацией, а не национальным меньшинством» в Крыму. По его мнению, «в этом должны принимать участие государственные институты».
По данным прошлогодней переписи населения, только 40 процентов из проживающих в Крыму этнических украинцев отметили в переписных листах, что считают родным языком украинский. Это десятая часть жителей автономии. А вот 77 процентов жителей назвали родным языком русский, хотя этнических русских на полуострове живет немногим более половины. Представители ряда общественных организаций автономии считают это следствием русификации нерусского населения, которая, по их мнению, в последнее время усилилась. Ведь и сегодня в автономии на украинском языке учатся только 1,9 процента учеников, что составляет менее пятой части крымчан, которые считают украинский родным языком...
— Украинская община Крыма не может мириться с таким положением, — говорят ее лидеры Олег Фомушкин и Сергей Савченко. Во время заседания «круглого стола» крымских культурологических организаций, которое состоялось в начале нынешнего года, они приняли резолюцию, согласно которой требуется уже в 2003—2004 учебном году довести долю школ с украинским языком обучения до 10 процентов. Вместо четырех теперь более 60 школ должны начать новый год на базе украинского языка. Такие же резолюции были приняты крымскими организациями Украинской народной партии, общества «Просвіта», других объединений. Этническое неравенство в Крыму существовало долгие годы. И главное — на глазах у всех государственных служащих Украины продолжается все годы независимости. Положение необходимо исправлять немедленно. Следующим шагом украинской общины будет требование перевести на украинский язык обучение 24,4 процента крымских школ, ровно столько, сколько составляют украинцы среди населения Крыма. «Мы стремимся быть сейчас и остаться в дальнейшем украинцами, сохранить свою национальную идентичность» — подчеркнули лидеры украинской общины Крыма.
Конечно, органы власти Крыма с такой трактовкой ситуации не согласны. На вопрос, может ли крымская власть обеспечить право 10% крымских школьников учиться на украинском языке, председатель Верховной Рады Борис Дейч ответил: «Нет, не может. Мы поставили вопрос перед Кабинетом министров Украины о строительстве школы-гимназии в Симферополе и Ялте. Если эта проблема будет решена, то это станет определенным шагом вперед в решении вопроса образования на украинском языке в Крыму». Тем временем, в Министерстве образования автономии сообщили, что в этом году планируется открытие только одной украиноязычной школы на весь Крым. Между тем из 640 общеобразовательных школ Крыма на украинском языке обучение проходит только в четырех, но и те расположены в адаптированных помещениях, как правило, в бывших детсадах, где тесно, нет надлежащих условий. Эти школы переполнены, потому что желающих учиться на украинском в Крыму значительно больше, чем они могут принять. Например, в Симферопольской гимназии учится 480 школьников. Ее директор Наталья Руденко говорит, что заявлений от родителей с просьбой принять их детей в гимназию в два раза больше, чем она может вместить. Поэтому директор вынуждена отказывать, так как гимназия переполнена. Аналогичная ситуация в Ялте, Алуште и Феодосии, где открыты украинские школы, которые также размещены сейчас в адаптированных помещениях... Подобное положение в Севастополе, где из 60 школ обучение на украинском языке ведется только в одной школе-интернате, а в двух школах параллельно существуют украинские и русские классы. Украинская община города недавно обратилась к главе городской администрации Леониду Жунько с просьбой создать комитет содействия украинскому образованию, открыть в каждом районе города украинские детсады и школы, обеспечить жильем выпускников педагогических вузов, которые приедут на работу в Севастополь.
На словах ни Верховная Рада Крыма, ни Совет министров, ни Министерство образования, как и городская администрация Севастополя, не против расширения образования на украинском языке, однако на практике делается для этого очень мало — нет средств, учебников, учителей, помещений и тому подобное. Олег Фомушкин, который возглавляет Общественный комитет защиты украинского образования в Крыму, прибавляет к этому, что главная причина в том, что у органов власти нет желания решить этот вопрос. Правда, говорит он, это касалось Верховной Рады прошлого созыва, коммунистической по своему духу, а нынешняя Верховная Рада относится к украинцам в Крыму более лояльно, однако и она еще ничего не сделала, подчеркивает Олег Фомушкин.
Побывав в Симферопольской гимназии, глава парламента Борис Дейч сказал, что ситуация понятна, требования украинской общины правомерны, но удовлетворить их не так просто. Он предложил поэтапное разрешение проблемы. На первом этапе, по его мнению, городская власть Симферополя должна найти новое помещение для украинской гимназии, чтобы уже новый учебный год дети могли начать в нормальных условиях. Второй этап — строительство для гимназии нового специального помещения. Для подготовки проектно-сметной документации из бюджета Крыма уже выделено 110 тысяч гривен, а всего на строительство гимназии нужно будет около 5 миллионов. Они будут выделяться из бюджета автономии в следующие годы, во время строительства.
Дело усложняется тем, что в Крыму за 50 лет его пребывания в составе Украины так и не создана система украиноязычного образования. Среди 663 детсадов, в которых воспитываются более 36 тысяч детей — ни одного украинского, ни в одном из десятков крымских вузов преподавание не ведется на украинском языке. Таким образом, если даже выпускники украинских школ и желают продолжить образование на украинском языке, то им придется или мириться с тем, что они получат высшее образование не на государственном языке, а поэтому будут неконкурентоспособными на рынке труда, или же необходимо учиться за пределами Крыма. Сегодня граждане Украины в Крыму лишены своего конституционного права получить высшее образование на украинском языке.
— Таврический национальный университет имени В.Вернадского, — говорит Олег Фомушкин, — совершенно не соответствует собственному высокому статусу. Он не готовит кадры национального уровня. Абитуриентам отказывают в принятии документов, оформленных на государственном языке, требуют переводить их на русский. Под давлением общественности в школах Крыма открываются классы с украинским языком обучения, которые нуждаются в учителях- предметниках. Но Таврический университет, отбрасывая язык нации, готовит потенциальных научных аутсайдеров — эмигрантов в научные ряды других стран. Такая позиция ТНУ им. В.Вернадского — сознательное злоупотребление бюджетными средствами. Получается, что украинская наука финансирует иностранную научную элиту.
Заместитель председателя Верховной Рады Крыма Василий КИСЕЛЕВ также не согласен с такой постановкой вопроса:
— В учебных заведениях автономии все ученики предметно изучают украинский язык. В автономии разработана пятилетняя программа развития образования на государственном языке. Этот документ готовится к рассмотрению на сессии Верховной Рады Крыма в ближайшее время. Главная его идея — создание модели школы с двумя-тремя языками обучения, что позволит в будущем каждому крымчанину овладеть как государственным, так и родным языками. Что же касается изучения украинского языка, то наметились определенные позитивные сдвиги: на данное время в каждой шестой школе полуострова есть класс с украинским языком обучения. По сравнению с прошлым годом их количество выросло наполовину. В Симферополе, Ялте, Алуште, Феодосии открыты школы с украинским языком преподавания. Все учебные заведения обеспечены учителями украинского языка. Этих специалистов готовят в Крыму два университета. Совсем недавно в Верховной Раде Крыма состоялся традиционный «круглый стол» по проблеме. Я хочу признать, что в ряде нерешенных вопросов есть значительная вина органов местного самоуправления и согласен с критикой. Но в то же время, согласитесь, что Крым — особый регион в Украине, он нуждается в постоянной и действенной помощи Киева. Но четыре правительства Украины подряд обещали выделить государственные средства на строительство украинской гимназии в Симферополе. Это престижное элитарное учебное заведение размещено в адаптированном помещении. До сих пор вопрос не решен. В учебных заведениях, библиотеках очень мало учебных справочных материалов и художественной литературы на украинском языке, в прошлом году школы получили только 19% учебников на государственном языке от заявленной потребности. В то же время некоторые политики предлагают решать проблему расширения сферы функционирования украинского языка в Крыму волюнтаристскими методами и административными мерами. Некоторые из них требуют немедленно вести преподавание в Таврическом национальном университете на украинском языке. К сожалению, это пока нереально. В этом классическом вузе ведется подготовка по сорока специальностям, здесь преподаются почти 3 тысячи различных научных дисциплин и курсов, которые ведут уникальные специалисты, но пока что они не все владеют украинским языком. Нужно определенное время, чтобы они сами изучили его ...
Зато Олег Фомушкин заявляет, что последними фразами Василий Киселев «унизил крымских профессоров». По этому случаю, крымские организации Народной партии Украины, «Просвіти», местного РУХа совместно с другими патриотическими организациями объявили о проведении ряда мероприятий под лозунгом «Украинофобское правительство Куницына — в отставку!» и выдвинули новое требование — ввести украинский язык обучения уже в 24,4% школ, т.е. более, чем в 150 учебных заведениях.
На днях глава правительства вместе со своими заместителями провел встречу с украинской интеллигенцией Крыма, на которой обсуждался и вопрос образования. Сергей Куницын согласился с тем, что проблему следует немедленно решать. «Однако, — говорит он, — давайте не будем делить на проценты, а будем просто вместе работать. Нет проблем, которые бы мы не могли решить, но невозможно решить все проблемы сразу». Украинская община согласилась временно снять свой лозунг об отставке «украинофобского правительства», однако «если проблема не будет решаться, — говорит Олег Фомушкин, — мы не отступим от своих требований...»
КОММЕНТАРИИ
Галина ХМИЛЕВСКАЯ, директор Всеукраинского культурно-информационного центра в Симферополе:
— Считаю, что ситуация с украиноязычным образованием в Крыму не может быть оправдана никакими условиями. Вина в ее, по существу, катастрофическом положении лежит исключительно на властных структурах. Если решать проблему поэтапно и подойти к ней конкретно, то окажется, что это не так и сложно. На встрече с Сергеем Куницыным и представителями министерств мы предложили сам механизм ее решения. Он заключается в том, чтобы, хорошо подготовившись к этому со следующего учебного года, набрать в 60 школах Крыма первые классы исключительно с украинским языком обучения. Параллельно они будут изучать как предметы русский и крымскотатарский языки, а также на выбор — английский, немецкий, французский, турецкий или арабский. А те дети, которые начали уже учиться на русском, должны продолжать обучение с предметным изучением украинского и других языков. Целесообразно также в каждом районе автономии, включая каждый район в городах, создать хотя бы по одной базовой украинской школе и по одному украинскому детскому садику. Таким образом, не одномоментно, а постепенно, цивилизованно, за 10 — 11 лет эти школы должны преобразоваться в украиноязычные. Не трудно решить и проблему с подготовкой украиноязычных специалистов — мы предлагаем Таврическому университету имени В.Вернадского, другим вузам, на каждом факультете создать из студентов-первокурсников украиноязычные группы, которые бы овладевали своей профессией на украинском языке. Что касается преподавателей, профессоров и доцентов, то не нужно их унижать — фактически каждый из них, за очень редким исключением, в той или иной мере владеет украинским языком. Как видим, проблема не нуждается ни в чрезвычайных финансовых затратах, ни в чрезвычайных усилиях. Мы сможем стать во всем полноценным государством только на основании собственного языка и собственной культуры.
Петр ВОЛЬВАЧ, председатель Всекрымского общества ученых, академик Украинской экологической академии наук:
— Ситуация с украиноязычным образованием в Крыму нетерпима и ее нужно решать. Нельзя мириться с тем, что продолжается русификация украинцев Крыма, нарушаются их права на получение образование на родном языке. В школах и вузах Крыма доходит до того, что такие предметы, как историю Украины, украинскую литературу пытались преподавать на русском языке. Был случай, что даже курс делового украинского языка преподавали на русском! В школах и вузах имеются явные перекосы в преподавании литературы и истории — она в основном русскоцентристская, часто украинская литература и история преподаются неправомерно кратко, иногда даже на том же уровне, как иностранная литература и иностранная история. Я был участником встречи правительства с украинской интеллигенцией и считаю, что правительство Сергея Куницына способно выполнить программу введения украинского языка цивилизованным путем. Глава правительства говорил с нами на приличном украинском языке, согласился с предложениями украинской общины. С нынешней властью нужно работать не митингуя, а конкретно, всякая власть требует давления на нее, только тогда проблемы будут решаться.