Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

О «торговле принципами»

Уроки российского указа для Украины
11 января, 2012 - 21:20

С учетом нынешней ситуации на «историко-идеологическом фронте» в Украине, непонимания властью необходимости подлинного национал-патриотического воспитания и порочных попыток «торговли принципами» в гуманитарной сфере, указ Дмитрия Медведева о Годе российской истории является вызовом для нашей страны. Вроде бы украинская власть, так полюбившая копировать многие российские инициативы — начиная с указа о Знамени победы и заканчивая инициативой переименовать милицию в полицию, — должна была бы взять на вооружение медведевский указ и учредить в Украине украинский Год истории. Но всему мешает извечный украинский вопрос: «Какую историю праздновать будем?». Да и нет у нашей власти желания тратить деньги на такие «мелочи», как историческая пропаганда. И нефтяных сверхдоходов на это тоже нет. Наоборот, зачастую вопросы украинской истории и разногласий в ее трактовке предпочитают нынешними правителями микшироваться — идее «стабильности» они очень даже мешают.

Следует учитывать и другие измерения российского указа. Во-первых, Год российской истории будет проводиться «в целях привлечения внимания общества к российской истории и роли России в мировом историческом процессе». Слова о «мировом историческом процессе» отражают степень амбиций нынешней России, равно как и должны напоминать о том, что Россия в 1612-м и 1812-м посрамила завоевателей с Запада. Также это означает, что пропаганда исторических свершений России будет активно вестись в ближнем зарубежье, в первую очередь — в Украине. В самой же России могут вспомнить как и об украинских казаках, воевавших под стенами Москвы с российским ополчением в 1612-м, так и об украинских полках во время войн с Наполеоном. Все зависит от того, как будут складываться отношения с украинской властью.

Во-вторых, как сказано в указе, проведением Года истории будет заниматься специально создаваемый оргкомитет. Он определит, какие именно мероприятия будут проводиться, после чего соответствующие рекомендации будут даны региональным властям. Это положение указывает на то, что ответственными за выполнение указа будут назначены «бюрократы от истории» — чиновники и медийщики, уже «набившие руку» в борьбе с «фальсификациями истории в ущерб интересам России». Очень вероятно, что новый комитет сформируют на полной или частичной основе существующей комиссии по противодействию фальсификации. Профессиональных историков в этой комиссии практически нет: из 30 человек маститых ученых там всего два — директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян и бывший директор Института российской истории РАН Андрей Сахаров. Прочие — журналисты, политики, военные, сотрудники спецслужб и чиновники, среди которых — господа Затулин, Сванидзе и Демидов. Следует также учесть, что существующую «антифальсификационную» комиссию возглавляет Сергей Нарышкин — в 2008 — 2011 годах глава президентской администрации и нынешний председатель Госдумы — тоже отнюдь не историк, а выпускник Минской школы КГБ.

В-третьих, не исключено, что Год истории станет очередной кормушкой для российских чиновников и «примкнувших к ним» деятелей искусства, изготовившихся к успешному «распилу» соответствующего госфинансирования. При этом не стоит рассчитывать, что инициативу Медведева как уходящего президента спустят на тормозах. Инициатива эта явно направлена в помощь приходящему президенту — Путину. А его взгляды на историю России, Украины, СССР и т.д. известны. Так что Год российской истории станет годом создания «идеологически правильных» книг, фильмов и спектаклей.

В-четвертых, не стоит упускать из виду все тот же украинский вопрос, который для российской власти всегда будет костью в горле. Предстоящие юбилеи — возможность монополизировать историю Киевской Руси. 862 год — год якобы приглашения на Русь варягов — дата искусственного происхождения. С таким же успехом, и даже с большим основанием, можно было праздновать поход русичей на Константинополь в 860 году, окончившийся первым крещением Руси, — так называемым Аскольдовым. Но узаконение в пантеоне российских памятных дат «норманского пришествия» «эффективных менеджеров» образца 862 года — это прямая апелляция к идее «Русского мира» в его самом архаичном представлении. Ведь условные варяги пришли на Русь через Новгород, а значит, у южной Руси — Украины — отбирается тем самым «право первородства».

Наконец, следует обратить внимание на некоторые высказывания Дмитрия Медведева, сделанные в августе 2009 года на совместном заседании президентских советов по культуре и искусству и по науке, технологиям и образованию. Тогда идея о 2012 годе как Годе российской истории и была изложена им впервые.

«В новом государстве выросло новое поколение, которое знает о советском строе только по истории и литературе. Просвещение — очень важная задача: любой руководитель государства должен способствовать созданию курса современной истории — сейчас, а не через двадцать-тридцать лет», — заявил Медведев. Он прав. Но в каком ключе рассказывать молодому поколению о Стране Советов? Сам он через год объявил — формально — политику десталинизации, но после того как стало ясно, кто будет новым президентом Российской Федерации, эта самая десталинизация, и так никак не осуществлявшаяся, сошла на нет. Думается, молодому поколению россиян теперь снова будут рассказывать об «эффективном менеджере» Сталине и братстве всех народов в составе СССР.

А вот иное высказывание Медведева на том же мероприятии. «Русский мир расширяется, но есть ряд стран, где он сжимается. В рамках празднования мы должны стремиться к расширению Русского мира всеми доступными способами», — заявил Медведев. И добавил: «Отметить этот праздник мы могли бы вместе с Украиной и Белоруссией — у нас общая история и общие корни». Будем уверены: часть украинских политиков с радостью примет такое предложение. Особенно в преддверии выборов, когда им нужно будет оживить свой имидж «друзей России» у электората. Да и первым лицам нашей державы ничто не мешает принять участие в торжествах, связанных, к примеру, с тем же 1812 годом, — проявить таким образом лояльность к Москве и заодно получить возможность обсудить в текущем режиме насущные вопросы.

А насчет Русского мира — что ж, Медведев высказался предельно откровенно. Эта формулировка будет еще актуальней с возвращением Владимира Путина. Украину ждет еще более жесткое идеологическое давление. На фоне наверняка помпезных празднований в России откровенно наплевательское отношение нашего правительства к украинской истории, наряду с целенаправленной работой ряда наших политиков в интересах «большого брата», заставляет лишний раз задуматься о том выборе, который сделан в 2010 году. И решить для себя, что стоит делать на выборах года нынешнего.

Павел КОВАЛЕВ, политолог
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ