В мае этого года в Швейцарии был проведен очередной семинар по многолетнему курсу подготовки скаут-лидеров в Евразийском регионе Всемирной организации скаутского движения. Называется курс гордо — Exelscout («совершенный скаут»), а семинар соответственно — Exelscout-05. В нем участвовали представители национальных скаутских организаций Армении, Молдовы, Таджикистана, России, Грузии, Азербайджана, и, разумеется, Украины.
На этом семинаре автор этих строк представлял «Пласт» — национальную скаутскую организацию Украины и украинский скаутинг. Немного о самой системе курса: первый тур обучения проходит в офисе Евразийского региона, который находится в Крыму, недалеко от Ялты. Программу составляют курсы по общим областям, которые могут быть полезны для развития национальных скаутских организаций (по общему мнению во Всемирной организации скаутского движения (ВОСД), Евразийский регион, то есть бывший СССР, дикий в плане скаутинга): психология, построение команды, планирование, фондрайзинг (так называется методика планирования бюджета и обеспечения средствами неприбыльных общественных организаций, которая исключает возможность бизнес- деятельности для организации (сотрудничество со спонсорами, фондами, проведение кампаний по сбору пожертвований и тому подобное). Представительство каждой страны на этом этапе — три человека. «Лучшие из лучших» имеют возможность пройти во «второй тур». Суть второго этапа заключается в знакомстве скаут-лидеров с работой перестроенной, типичной европейской скаутской организации. Идеалом в этом отношении является скаутская организация Швейцарии.
Итак, программа семинара состояла в основном из знакомства со Швейцарией. Первое, что поражает еще с самолета, — это Альпы. Горы всегда затрагивают какую-то невидимую струну в сердце пластуна, но Альпы заиграли целую симфонию на этой одной струне! Хотелось немедленно из аэропорта отправиться к высотам. Но... и внизу неплохо. В Женеве мы присутствовали на презентации Евразийского региона Всемирного скаутского бюро в Международном скаутском офисе, имели приятную и содержательную беседу с членами Бюро. Посетили Дворец Объединенных Наций, где находится часть комиссий ООН (в том числе комиссия по правам человека), музей Всемирного Красного Креста и Полумесяца (там нашим экскурсоводом был бывший председатель Всемирного скаутского бюро и бывший президент Красного Креста Жак Морельйон — очень приятный и веселый человек, настоящий пластун). После ночевки в «скаутхаузе» (скаутском доме, которые у них есть по всей стране), мы отправились в Берн. Берн — официальная столица Швейцарии, хотя он не является единым центром управления страной (в частности, Верховный Суд находится в Женеве). Вообще интересными особенностями Швейцарии являются ее многоязычие (немецкий, французский, итальянский и ретороманский), полинациональность, полирелигиозность и административная система разделения страны на двух уровнях (26 кантонов, содержащих 300 районов). В Берне мы также посетили две частных инженерных фирмы, одна из которых занимается разработкой электрических зубных щеток, а другая изготавливает для них детали. Что поразило постсоветского инженера, так это уровень автоматизации, — в нашем родном КПИ такие станки даже на картинках не рисуют. А еще нам рассказали о принципах организации собственного бизнеса. Полезный опыт. Затем — посещение одного из двух крупнейших швейцарских банков, во время которых основной темой был механизм защиты от «черных денег». После часовой лекции банкиры признались, что «черные деньги» у них таки лежат.
Именно в Берне мы познакомились с «живыми» швейцарскими скаутами, гуляли с ними по городу, погружались в «ночную жизнь» Берна. (Между прочим, там есть очень интересное место — бывшие конюшни, которые в 70-е годы оккупировала молодежь. Там теперь настоящий андерграунд — музыка, панки, скины, пиво, сигаретный дым... Очень напоминает подобные места в Киеве). Основное, что мы вынесли из этого общения, — скауты в Швейцарии, как и пластуны, бывают разные: экстремалы, художники, рокеры, рэперы, туристы, военные, серьезные, веселые, — но все они чувствуют себя одной семьей. И занимаются они тем же, что и мы. Поэтому не стоит говорить о мировом «скаутизме» как о «заразе», лучше давайте дружить и пласовать. Но это я отвлекся.
Что заинтересовало — половина тамошних скаутов знает грузинский. А это потому, что национальная скаутская организация Грузии — детище Швейцарии. Когда-то из Швейцарии на Кавказ прибыла скаутская миссия и создала там свой скаутинг. Поэтому они до сих пор очень тесно контактируют.
Потом были посещения аутентичной сырной фабрики, где сыр производят так же, как это делали много лет назад.
И, наконец, Кандерштег — мечта Евразийского региона ВОСД. (В Ялте хотят построить второй Кандерштег.) Что представляет собой Международный скаутский центр Кандерштег? Это территория, которую когда-то выбрал и купил сам Би-Пи (Роберт Бейден-Пауэлл оф Гилвел — английский генерал-майор, который изобрел и сформулировал воспитательную методику скаутинга, его еще называют Начальным скаутом мира. За изобретение скаутинга он получил от короля титул лорда Англии) для «перманентного мирового Джембори» (с английского «сборище» — встреча скаутов, происходящая каждые 4 года. Количество участников там составляет от 25 до 35 тыс. человек из почти 150 стран мира). В самих Альпах есть значительная территория, на которой расположен довольно большой домик гостиничного типа, место для палаточных лагерей, участок гор, речки и несколько горных «колыб». За проживание в домике берут деньги (со скаутов — меньше, чем с остальных), за палаточные лагеря — тоже. Есть куча возможностей развлекаться: лыжи, альпинизм, пеший туризм, различные сплавы, дельтапланеризм... В домике до сих пор висит шкура кабана, подстреленного (по преданию) самим Би-Пи. В другой комнате весь потолок завешан скаутскими платками бывших посетителей. Платки со всего мира. Жилые комнаты оформлены в стиле регионов — комната США, комната Канады, комната Японии, Евразии... Обслугу составляют волонтеры из разных стран мира. Основные требования — знание английского и членство в ВОСД. То есть нам пока не светит. За работу волонтеры получают опыт международного общения, проживание и питание в самой международной стране.
Вот и все. Женева. Аэропорт. Москва. Вокзал. Киев. Вот и закончилась моя Швейцария. Остались воспоминания. Международная Женева с ее индусами в национальных одеждах и мирными демонстрациями. Европейский Берн с костелами и университетом. Кандерштег среди сказочных Альп, где хочется фотографировать одну и ту же гору десять раз. А еще — приветливые люди. Швейцарцы. Скауты. Друзья. Такие же, как пластуны. Которые слушают такую же музыку, как я, путешествуют в горы и любят швейцарский шоколад. Немножко стыдно за моих коллег из региона, которые и действительно немного диковаты в понимании скаутинга. Но это без обид.