После целого года скромной диеты пожирателей рекламы снова накормили. В эти выходные в столичном развлекательном комплексе «Ультрамарин» состоялась очередная ежегодная акция «Ночь пожирателей рекламы». На этот раз юбилейная — коллекции идеолога акции, француза Жана Мари Бурсико, исполнилось 25 лет. «Ночь...» путешествует по миру, начиная с 1981 года. В Киеве «Ночь...» прошла седьмой раз и собрала около двух тысяч криейторов, рекламщиков, пиарщиков и тех, кто им всячески сочувствует. Все присутствующие заплатили за удовольствие всю ночь смотреть на творения своих братьев «по рекламному перу» в среднем по двести гривен.
Коллекция господина Бурсико состоит из самых оригинальных, наиболее изобретательных рекламных фильмов, несмотря на их бюджет и страну-производителя. Юбилейный показ предложил рекламоедам меню из самой отборной рекламы всех времен и народов наряду со свежими роликами производства 2004 года. От мультипликации о «Веселом сапожнике» 1938 года рождения, рекламировавшей крем для обуви до мультипликации 2004 года о дизельных моторах, где поется о том, что если вы что-то действительно ненавидите, измените это. Следовательно, мсье Бурсико (ведь это он строго и тщательно отбирает лучшее) — рекламный гурман. Любимое его блюдо — подающееся под песенным соусом, с философскими специями и в посуде, изготовленной из юмора.
«Открытием нынешней «Ночи...» исполнительный продюсер «Ночи рекламопожирателей» Томас Лекуе назвал серию социальной рекламы, посвященной борьбе за мир на Ближнем Востоке. «Эти ролики сделаны очень профессионально, с необычным креативным подходом, они полностью разрушают стереотип о социальной рекламе, как о безликой обязаловке», — отметил Лекуе. Действительно, зал замер, когда транслировали ролик производства Израиля о мечте, когда еврейский солдат сможет обняться с палестинским маленьким мальчиком. Поразила своим философским смыслом реклама под слоганом «Изменим слова или наши действия?», где под звук чешского национального гимна о цветущих садах и широких полях, показывали видеоряд с мусорными свалками, стоками и грязью. Смутила игрой слов реклама Информационной программы Министерства внутренних дел РФ, которую сопровождал слоган «Если ехать на красный свет, то можно попрощаться с белым».
Несмотря на то, что Украина выглядела на показе этого года довольно-таки бледно, показательно, что она, в конце концов, все же была презентована. До этого украинские рекламисты ни разу не были представлены на «Ночи пожирателей рекламы». На показ этого года чудом (как говорят украинские рекламисты, опрошенные в зале) попала реклама украинского стирального порошка «DAX», (если помните, где показан целый городок, массово стирающий белье и хором поющий нехитрую песню). Народ в зале пребывал в легком двусмысленном шоке, реагировал саркастично, спрашивал, не издевательство ли это, указывая на неудачный выбор господина Бурсико. Позже, дело поправили ролики «Roshen», «Киевстар», «Life» и Охранной службы Украины. Первый из перечисленных роликов был действительно качественно сделанный, последний оказался удивительно оригинальным. Эта реклама — еще свежая, поэтому массовая украинская аудитория ее еще не видела. Кроме того, зарубежные эксперты, входящие в число организаторов мероприятия, говорят, что Украина уже сравнялась с мировым рекламным пространством и по качеству, и по количеству производящейся рекламы.
Так, например, по словам директора по работе с клиентами рекламного агентства Euro RSCG New Europe, стоимость одного рекламного ролика может составлять от 5 до 125 тысяч долларов. Но, для сравнения, стоимость ролика автомобиля Mercedes, открывавшего «Ночь...», составляет больше миллиона евро. Этот рекламный фильм наполнен разными спецэффектами, поэтому, возможно, такой дорогой. Но Украина, по словам знатоков, на верном пути. Так, мы уже практикуем участие кинозвезд мировых масштабов в рекламном производстве. Следует вспомнить Жерара Депардье в рекламе одного из известных украинских мобильных операторов. На Западе, например, уже давно переквалифицировались в рекламные герои Дастин Хоффман, Девид Боуи, Жан Рено, Шерон Стоун... А в списке самых интересных рекламных режиссеров уже можно найти известного Эмира Кустурицу, который не так давно снял рекламу (производства Сербии и Черногории) о фруктовом соке. По сюжету — почти боевик: Адам и Ева путешествуют по современному миру в поисках своего любимого сока.
Судя по прошлогодней «Ночи...», запросы потребителей мирового сообщества не изменились. Германия так же активно продолжает рекламировать машины, Россия — сотовую связь и презервативы, страны Африки — лапшу и вермишель, Румыния — телеканал MTV. К слову, в рекламе сейчас очень популярно воспроизводить стиль советских фильмов. Буквально в нескольких роликах разных стран (США, Великобритания, Сингапур) воспроизводили советскую действительность, рекламируя, например, водку. А в общем показалось, что реклама западного мира — ближе народу, чем наша. Там показаны рядовые люди: задерганные домохозяйки, капризные дети и обленившиеся мужья. Поэтому такая реклама лучше воспринимается. Наша же... Что говорить, если достаточно лишь включить телевизор? Возможно, стремление к неоднообразной и умной рекламе и стало движущей силой для двух тысяч украинских граждан, которые так легко пожертвовали ночью в выходные? Ведь основным месиджем вечеринки стало: «Реклама должна быть ближе к народу! И, желательно, без слов!» Жаль, что на акции не было ни единого политика. Им этот слоган особенно пригодился бы накануне предвыборно-агитационной кампании-2006.