Первая встреча с «Черным квадратом» удивляет даже тех, кто не является поклонником авангарда. Что художник хотел этим сказать? Человек знает зеленую природу, красное солнце, желтую луну, синее небо, фиолетовый космос. Но почему черный квадрат? Тьма кромешная? Черные дыры Вселенной? А может быть, все-таки черный цвет — источник вечного света?
Выдающийся авангардист и изобретатель супрематизма Казимир Северинович Малевич родился в Киеве. Отец его работал управляющим на сахарных заводах Терещенко, поэтому семья часто переезжала, и детство будущего художника прошло в Украине. Первые впечатления жизни — живописная природа, украинское народное искусство — стали истоками его звонкоголосой палитры.
Супрематизм (от лат. supremus — наивысший) предполагает композиции из простейших геометрических фигур, в которых цвет является главным действующим лицом. Свой новоизобретенный стиль создатель рассматривал как путь к абсолютно свободному «чистому творчеству», и совершил на этом пути небывалые открытия. Не будничной, а праздничной, океанского размаха была его живопись.
«Я прорвал синий абажур цветных ограничений, вышел в белое, за мной, товарищи авиаторы, плывите в бездну, я установил семафоры супрематизма. Я победил подкладку цветного неба, сорвав, и в образовавшийся мешок вложил цвета и завязал узлом. Плывите! Белая свободная бездна, бесконечность перед вами»...
Киевляне, которые пришли на открытие памятного знака Малевичу, стали участниками праздничного действа: театрального, музыкального, живописного, кинематографического и огненного. Почти весь день на зеленом бульваре по улице Владимиро-Лыбедской происходил супрематический хепенинг «В квадрате Малевича».
Еще издалека была слышна музыка, играл духовой оркестр, а в воздухе кружились черно-белые бумажные квадратики. Актеры Театра пластической драмы в масках и костюмах встречали гостей, замирая живыми скульптурами среди живых цветов, растущих на газоне. Юные художники Киевской детской академии искусств рисовали на пленере, создавая свой подарок Казимиру Малевичу. А участвовать могли все желающие — и люди подходили, и рисовали. Фантастические, яркие, веселые получились картины. Они перекликались с репродукциями работ мастера, выставленными на бульваре и вдоль улицы. Интересно, что рядом с бульваром сейчас идет стройка, и бетонные незавершенные конструкции дополняли происходящее интонацией ожившего конструктивизма.
Что представляет собой памятный знак? Черный квадрат лежит на земле, и можно вообразить, что он органично вырос из киевской почвы. А на нем возвышается пустотелый куб из светлых рамок, открытый настежь во все стороны света — Городу, Солнцу и Космосу.
Создатель памятного знака — архитектор Дмитрий Антонюк представил будущий мемориально-выставочный комплекс Казимира Малевича, проект которого был помещен здесь же, на больших щитах, среди репродукций. А еще автор рассказал, что в процессе работы происходили удивительные и забавные вещи:
— Малевичу исполняется 130 лет. А длина этого бульвара ровно 130 метров от перекрестка до перекрестка. Далее — когда делали мемориальную часть, размеры менялись несколько раз, и вот мы вышли на окончательный вариант, посчитали. Оказалось, что объем вмещает ровно 130 кубических метров киевского воздуха, который напитал Малевича, когда он здесь жил. Можно считать мистикой, можно — случайным совпадением. Мне кажется, это символично, и может быть, является залогом того, что все задуманное будет реализовано.
Новое культурное пространство должно играть роль не только мемориального знака — его можно использовать, как сцену, делать инсталляции, выставки картин. Пусть это будет живой памятник, а не что- то застывшее. Хочется верить, что мы благоустроим весь бульвар, и здесь появится галерея искусств, поднятая над землей. По тротуару будут проходить люди, а наверху — выставлены произведения. С одной стороны галерея будет стеклянная, с надписью «Малевич», а с улицы можно будет видеть всю экспозицию. Все благоустройство задумано по мотивам и в ритмах Малевича, похожих на его оригинальные работы супрематического толка».
Памятный знак был установлен по решению Киевской городской администрации при участии администрации Голосеевского района в рамках программы по увековечиванию памяти известных киевлян.
Актеры Театра пластической драмы посредством танцевальной пантомимы изобразили взлеты и падения человеческих чувств в мире, которым правит любовь. «Независимая камерная музыкальная формация» (дирижер Сергей Голубничий) исполнила фрагменты концертной сюиты в стиле «Артхаус» «Брехт, которого не знают», (музыка Альфреда Шнитке — Марины Денисенко). Актеры Лариса Парис и Юрко Яценко пели и читали стихи Малевича, Гиппиус, Слуцкого, Вознесенского. Пронзительные песни- зонги, сплав звенящей лирики и трагической иронии, напоминали: «Изменяйте ангелу, изменяйте черту, но не изменяйте чувству безотчетному».
Пока праздничный фестиваль продолжал движение во времени, мы поговорили с человеком, который его придумал, организовал и вел — Алексей Кужельный, художественный руководитель и директор Мастерской театрального искусства «Сузір’я»:
— Мне, как театральному режиссеру, знак интересен тем, что здесь могут быть занавеси, его можно использовать и для театра теней, и для театра кукол и так далее. Мне видится вся эта история, как сцена, как большие кулисы, но я не исключаю, что другой увидит иначе — есть большое поле для фантазии. Любая вещь, сюда помещенная, оказывается многократно увеличенная вниманием человека, который ее созерцает. Такие «провокации» для творчества должны быть на каждом углу в нашем городе — котенок, которого хочется погладить, памятник, в котором можно посидеть... На всех фестивалях, которые я провожу уже 20 лет, обязательная финальная акция — это созерцание киевского неба. И сегодня это запланировано. Есть очень тонкие вещи, которые на самом деле делают людей художественно интегрированными. Если человек может увидеть звездное небо над родным городом, он уже соединяет эти две вещи. Если человек понимает, что есть божественная пустота, как начало всех начал, то он может ощутить себя в этой пустоте центром всех начал, и, прежде всего, начал творческих... Непрерывен процесс исторической памяти. Огромное количество художников стали жертвами репрессий против свободы творчества. Когда мы восстанавливаем имя Казимира Малевича, возвращая его Киеву и украинской культуре, происходит важное дело реабилитации великих людей, которые здесь родились. То, что нас возвращает к стержню художественному, философскому, который всех этих людей держал и всех нас соединяет...
С приходом сумерек на экране, установленном на сцене- квадрате, был показан документальный фильм «Казимир Великий» (авторы сценария Дмитрий Горбачев, Андрей Данильченко, режиссеры Виталий Сивак, Игорь Недужко). А перед показом выступил искусствовед, профессор Дмитрий Емельянович Горбачев, автор книги «Малевич и Украина»:
— Малевич родился в Киеве, и родился в 1879 году, а он этого не знал и считал свой возраст, начиная от 1878 года. Но недавно выяснилось, что его мать ошиблась при записи даты, у нее было много детей и она, очевидно, перепутала. Поэтому в следующем году можно вновь отмечать 130 летие художника. Вездесущий Малевич сегодня в мире считается самым выдающимся художником начала ХХ века — и наиболее авторитетным. Даже Пикассо ему уступает по силе воздействия на современное искусство. На любой выставке, на любом континенте обязательно можно найти картину современного художника, посвященную Малевичу. Отрадно, что в Киеве появился такой магнит, как этот памятный знак. Думаю, теперь сюда будут приезжать гости из разных стран мира. Правда, один шанс мы упустили — в этом районе стоял маленький домик, в котором родился художник. В 1982 году его снесли, а жаль, он мог бы стать притягательным центром для всего мира. Когда-то про Украину Гоголь сказал: «Полудикий край Европы». Полудикий, значит, с другой стороны, он полукультурный. Так вот, мы с вами сейчас находимся в том сегменте, который связан не с дикарством, а с культурой!
Фантастичность происходящего нарастала — на сцену вышел театр огня «Святогор». Танцоры с огромными факелами создавали перед глазами изумленных зрителей ритмично сменяющиеся огненные картины под пламенные ритмы музыки. Огонь, рожденный на земле, улетел ввысь и там преобразился в небесный — начался фейерверк. Люди смотрели в бесконечное небо, и, вероятно, многие в этот вечер испытали особое ощущение творческого начала...Оно будет подарено и тем, кто станет приходить к памятному знаку, вспоминая великого киевлянина Казимира Малевича. Главное, суметь воспользоваться волшебным даром.