Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Пушкин из сновидений

5 февраля, 2002 - 00:00

Киевский музей русского искусства в сотрудничестве с Киевским музеем А. Пушкина представил выставку «Во сне я видел Пушкина...» На выставке экспонируется серия работ известного иллюстратора и исследователя творчества великого русского поэта Николая Кузьмина (1890 — 1987). В выставочных залах можно увидеть более 100 произведений художника — представлены как вполне завершенные работы, так и «черновые» эскизы и вариации какой-то одной темы, которая свидетельствует о творческом поиске художника, его попытке истолковать тему не только «с первого взгляда». Серия экспонатов дополняется книжными изданиями различных лет, которые содержат знаменитые иллюстрации Н. Кузьмина. Большинство экспонатов принадлежало киевскому коллекционеру, известному пушкинисту Якову Бердичевскому. В свое время эти произведения ему были подарены семьей художника, а впоследствии, в составе коллекции Бердичевского, стали основой новообразованного музея А. Пушкина.

Настоящая слава к Н. Кузьмина пришла в далеком и страшном 1933 году, когда он создал удивительно тонкий и точный графический комментарий к «Евгению Онегину». В нем проявился не только настоящий талант иллюстратора, но и незаурядное дарование исследователя, которое дает свое оригинальное видение и трактовку текста. К. Чуковский так отозвался об этой работе: «Сюита иллюстраций Н. Кузьмина к «Евгению Онегину» входит органически в пушкинский текст и составляет с ним единое целое. Трудно отказаться от мнения, что Пушкину они пришлись бы по душе...». Впоследствии мастер неоднократно возвращался к пушкинской тематике, создав таким образом целый ряд тонких намеков, красноречивых лиц и сцен, которые имеют выразительные приметы времени. Манера его письма немеренно приближена к образцам той поры и рисункам самого Пушкина и входит в золотой фонд изобразительной пушкинианы. Однако выставка не ограничивается только пушкинской тематикой — здесь присутствуют также иллюстрации к произведениям Н. Гоголя, Ю. Лермонтова, М. Салтыкова- Щедрина, И. Крылова, других писателей.

Открытие выставки приурочили к дню памяти русского поэта (по старому стилю). Желающих полюбоваться графикой Кузьмина собралось немало — просторные залы музея едва вместили всех гостей. Однако, что сильно бросалось в глаза, — публика была преимущественно, как на вечере «Для тех, кому за...» Молодежь абсолютно проигнорировала событие. Возможно, это одно из последствий снижения акцента на русскую литературу в школе, а возможно, это говорит только о «незрелости» потенциальных молодых посетителей, ведь простое прочтение даже такого гения, как Пушкин, не у всех вызывает желание глубже ознакомиться с тематикой и составить целостное представление о ней, как феномене. Как бы там ни было, а публика пришла «по инерции» и профессиональной принадлежности. Ситуация с прогнозируемым количеством реальных посетителей беспокоит и организаторов, которые изо всех сил призывали приводить в залы всех своих знакомых. Не позаботились они и об элементарных пресс-релизах для журналистов, предлагая от руки переписывать информацию с листочков «за стеклом». Такое пренебрежение абсолютно неоправданно, ведь «текст без контекста» давно считается моветоном. Зато Посольство Российской Федерации наградило Киевский музей русского искусства грамотой, очевидно, отметив этим вклад заведения в пропаганду своей национальной культуры.

Игорь ОСТРОВСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ