Р. Лоретти, который подрос, и дальнейшая тайна, покрывающая его имя в бывшем СССР, долгие годы интересовали не одно поколение слушателей. И что только не писали о маленьком итальянском исполнителе, который пленял своим неземным голосом целый мир. Мол, проклятые «акулы капитализма» доэксплуатировали горемычного ребенка до того, что загубили его голос, не позволили последнему отстояться во время мутации. Что он выступает в бедных, захудалых кафе, ресторанчиках, нищенствует. Вывод напрашивался такой: видите, как эксплуатируют талантливых людей в западных странах. А что же на самом деле случилось с маленьким Лоретти, к которому, говорят, благоволил сам Никита Хрущов? Сегодня гастрольные маршруты сеньора Роберто проходят в разных странах. Дважды он приезжал и в Украину. А недавно был в Киеве, но как частное лицо.
— Маэстро Роберто, чем вы теперь занимаетесь и где живете?
— Живу в Риме и очень люблю этот город. Часто езжу на концерты, но сейчас мое основное занятие — разведение породистых лошадей, а пение стало хобби. У меня невдалеке от Рима есть свой конный завод и несколько десятков породистых скакунов. Скажу откровенно, что это занятие намного выгоднее, чем петь.
— Глядя на вас, так и хочется вас назвать бывшим уменьшительным именем — Робертино. Скажите, пожалуйста, как вам дался переход ко взрослой жизни и имени Роберто?
— В детстве у каждого из нас есть свое уменьшительное имя. Но детство рано или поздно заканчивается, и вот я уже Роберто. Был дважды женат. От первого брака осталось двое детей. Моя вторая жена по специальности стоматолог. Ее зовут Маура. У нас есть общий ребенок — Лоренцо. Мальчику уже девять лет. Трудно сказать, кем он станет, когда вырастет. Мне хотелось бы видеть его певцом, потому что он имеет музыкальное дарование и неплохой голос. А жена считает, что он должен стать врачом. Однако, он сам решит, когда вырастет.
— В свое время в нашей прессе очень много писалось о том, что вы потеряли голос. Что произошло?
— Клевета. Голос я никогда не терял. А разговоры и слухи пошли из прессы, когда одна известная журналистка долго и настойчиво пыталась взять у меня интервью. Что-то помешало тогда моему импресарио встретиться с ней, и обиженная дама написала, что я потерял голос. Но дыма без огня не бывает. На самом деле, когда я был подростком, у меня началась мутация голоса. Пришлось замолчать на два года. Впоследствии я опять запел, но уже не тенором, а баритоном. Вы спросите, можно ли было сберечь тенор? Вряд ли. У многих мальчиков он есть в детстве. Но в юности, как правило, голос становится более грубым и низким. Это естественно. Я очень много гастролировал. Слава ко мне пришла еще в детстве. Однако, я вынужден признаться, что никогда не терял голову. Я люблю петь, но сейчас мне больше нравится заниматься бизнесом. По-видимому, это произошло потому, что моя семья очень бедствовала и когда я стал взрослым, поклялся, что моя семья никогда не будет плохо жить. Я очень люблю лошадей, и мой сегодняшний бизнес дает мне не только деньги, но и удовольствие.
— В бывшем Советском Союзе ваше имя было очень популярно. Особенно в 60-е годы. Фирма «Мелодия» выпустила несколько миллионов ваших пластинок. Вы, по-видимому, стали супербогатым?
— Если быть точным, то пластинок «Мелодия» выпустила 51 миллион. А за них я не получил ни одной копейки. В Советском Союзе меня больше помнят по двум песням: «Аве Мария» и «Джамайка». Но ведь у меня огромный репертуар — сотни песен, арии из опер. Многими из них я гордился и горжусь до сих пор. На концертах стараюсь показывать разнообразные произведения. У меня была большая мечта — побывать на Джамайке, о которой я так часто пел. Но что-то не получается. В гастрольные маршруты Джамайка не входит.
— Среди ваших знакомых был наш прославленный певец Анатолий Соловьяненко. Где вы с ним познакомились?
— Мне очень приятно, что судьба меня свела с украинским соловьем — Анатолием Соловьяненко. Мы с ним неоднократно встречались в Риме. Даже несколько раз вместе выступали с концертами. Кстати, где-то четыре года тому назад был вечер классической музыки в Одессе, который вел Святослав Белза. Анатолий Борисович выполнял популярные арии из опер, а я — итальянские песни. Мы выступали в Одесском оперном театре. Нас очень тепло принимала публика. После концерта мы вместе с Соловьяненко пошли гулять по городу. На улице нас стали узнавать, подходили люди взять автограф. Моего переводчика не было рядом, и Анатолий Борисович взял на себя его функцию. Представляете, он такая большая звезда — и совсем не амбитный, простой в общении человек. Когда два года тому назад я узнал, что маэстро внезапно умер, то почувствовал такую горечь и боль, несколько дней был потрясен страшной новостью. Очень жаль, что такой прекрасный певец больше никогда не выйдет на сцену.
— Вы были членом жюри эстрадного конкурса «Славянский базар». Ходили на концерты украинских артистов. Кто вам больше всего запомнился?
— Мне очень понравилась Катя Бужинская, которая получила Гран-при. У нее очень сильный, красивый голос, и она имеет артистические способности. Я не понимаю украинский язык. Но песни, которые исполняла Катя, мне были понятны, так эмоционально она их пела. Очень приятное впечатление сложилось от выступления Таисии Повалий. Это настоящая прима эстрады. Мне очень приятно, что песни из моего репертуара до сих пор исполняются и они нравятся публике. С огромным удовольствием вспоминаю, как пел Дима Литвинец. Очень проникновенно в его исполнении прозвучала «Аве Мария». Этого мальчика называют украинским Робертино Лоретти. Теперь у Димы началась мутация голоса и он прекратил пение. Надеюсь, что переходный период впоследствии закончится, и у вас засияет новая оперная звезда. Вы знаете, когда я слушаю ваших артистов, мне кажется, что я опять дома — в Италии, настолько мелодичен украинский язык.