... Так в нашем народе назвали святого Николая (260—345 годы), архиепископа малоазийского города Миры, защитника людей от различных бед и напастей, спасителя тех, кто путешествует по суше и по морю, покровителя детей и зверей, сельского хозяйства и мореплавателей.
Святой Николай жил задолго до принятия христианства нашими пращурами, в то время, когда римские императоры все еще преследовали последователей учения Иисуса Христа. При правлении императора Диоклетиана св. Николай был брошен в тюрьму, где он неутомимо утешал и укреплял заточенных вместе с ним христиан. Историкам известно также, что малоазийский епископ Николай был одним из 318 «богоносных отцов» Первого Вселенского (Никейского) собора, созванного императором Константином Великим, и принимал участие в формулировании общехристианского «Символа веры» («Верую»).
Родился св. Николай в христианской семье и сразу после рождения начал демонстрировать удивленным людям чудеса благочестия. «Жития святых» описывают, что таинство крещения новорожденный ребенок принял стоя, а по средам и пятницам (дни поста) молоко матери употреблял только один раз в день. Жизнь св. Николая, его привычки отличала чрезвычайная скромность и непритязательность; он был абсолютно безразличным к материальной стороне человеческого бытия, к богатству, комфорту и не знал, что это такое — накапливать, а тем более — ценить бытовые вещи.
Значительную часть своей жизни св. Николай был епископом в Малой Азии и так прославился добротой и благотворительностью, что в дни его памяти и сегодня принято собирать пожертвования для помощи детям. Епископ никогда не проходил по улицам города, чтобы не поговорить кротко с детьми, которых встречал, не одарить их чем- нибудь. И был в отчаянии, когда в его карманах было пусто. Благочестивые легенды рассказывают такую историю. Однажды в холодный вечер св. Николай увидел мальчика, почти голого, который спал, съежившись, на земле под маслиной. Постояв над ним, помолившись за него, старый епископ снял с плеч свой единственный плащ, старательно укутал им лежащего и пошел далее улицами старинного города Миры Ликийской.
Причины, по которым разные народы особо чтут того или иного святого, не всегда просто установить. Это также касается большого уважения и доверия в Украине к св. Николаю. Между тем известно, что более чем за сто лет до Крещения Киевской Руси в Киеве уже стояла церковь Св. Николая, а в ХI веке здесь был основан Святониколаевский монастырь. И сегодня, после шквала войн и атеизма, в столице сохранилось несколько храмов Св. Николая, которые относятся к различным христианским конфессиям — православным, католикам, греко-католикам.
В старину св. Николая очень почитало украинское село — люди пышно праздновали николаевские праздники, называли сыновей его именем, обязательно в красном углу ставили икону святого. Особое отношение к св. Николаю было когда-то у сельских детей, которые не были знакомы с Дедом Морозом или Санта Клаусом. Эту роль в западноукраинских селах играл именно св. Николай, и дети с нетерпением ждали его праздника. В праздничный вечер кто-то из взрослых, чаще всего дедушка, переодевался в риге в Доброго Николая и заходил в хату с заранее приготовленным мешком подарков. Это было очень большое событие, ведь в сельских семьях, как правило, не было принято очень тратиться на детей, тем более — на игрушки. Когда «св. Николай» вручал подарки, он, конечно, вспоминал все то хорошее, что сделал ребенок; хотя, в конце концов, прощал всем их проступки, одаривая и послушных, и непослушных. Вот одно из стихотворений, которые при этом декламировались («Дідух», Василий Скуративский):
«Ой голубко, моя крале,
Слухай маму все свою —
То не тільки книжку й лялю,
А й цукерок піднесу!»
С течением времени такие праздничные действа превращались в маленькие представления, которые начали писать для детей также писатели. Одну небольшую пьесу «Суд святого Миколая» написал Иван Франко. Там чудотворец Николай, в частности, говорит:
«Любіться всі разом, бо кругом злі люде, —
Коли серед своїх любові не буде,
То чужі нас певно не будуть любити.
З ваших сварок скористають,
Щоб вас всіх згубити.»
День св. Николая имел для детей особый смысл еще и потому, что в православном праздничном календаре очень мало акцентов сделано на специфически детских праздниках. Конечно, дети ходили в храм, а также колядовали и щедровали, но чаще всего — за спинами взрослых. Поэтому так любили они св. Николая.